закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
В. Славин - Гурьев. Своими словами.
В устье Урала

А. Ковалевская


В далекое, дореволюционное время был Гурьев городом рыбаков и поставщиков казачьих войск царю-батюшке. Вот улица "купеческая", с немногими двухэтажными кирпичными домами, с обширными дворами, где размещались приземистые, добротные склады. В основном, вдоль Урала стоит город - дома деревянные, украшенные деревянными кружевами, вперемешку русские, татарские, редко киргизские (так в то время называли казахов). В ту пору, 100 - 70 лет тому назад, киргиз редко селился в городе, и если почему-либо не мог кочевать в степях со своим родом, то селился на окраине его, сооружая себе саманный дом.

Кроме кладбищенской церкви в городе стоял один храм - Николаю Чудотворцу (разрушенный в 1930 году, не слишком высокий, но в ширину вместительный, со множеством икон, украшенных драгоценными "каменьями", позолотой. В стороне от него, ближе к Уралу, рядом с татарской мечетью, стояла на манер часовни небольшая церковь "кулугур", так называли гурьевчане старообрядцев. Возле же, через реку ходил паром с "самарской" на "бухарскую" сторону, перевозя повозки, людей. Чаще ночами паром перевозил киргизские стада баранов, лошадей, коров. На "бухарской", в длину города тянулись сады в отметинах чигирей.

За 15 - 20 лет до прихода Советской власти, был построен первый деревянный на плашкоутах мост, от которого по правую сторону у берега реки, на ленивой зыби воды раскачивались широкобрюхие лодки-рыбницы, с притулившимися к ним бударами.

Ни одной мощеной улицы. Земля в сухую пору взбита в пушистую пыль, в сырую - грязь тугая, клейкая. Ни в сухую, ни в сырую пору на улицах не увидишь мусора. В каждом дворе огромные помойные ямы. В каждом дворе (даже в бедном) лошадь, корова, у татар и киргизов еще и козы, бараны.

Не знаю с какого года, но была в городе и гимназия, и русско-киргизская школа-пятилетка, но училось в них небольшое количество ребят. Главная причина - понятие необязательного образования детям.

В устье Урала, у моря, рыбаки прямо с рыбницы сдавали купцов купцам. У тех стояли здесь так называемые лабазы, где и разделывали и упаковывали рыбу, и которую нужно снова грузили для продажи в глубине России. Там же, у лабазов, чуть в стороне, стояла и пекарня, где с пылу-жару продавались кулебяки, хлеб, крендели.

У любого казачьего дома обязательно балкон с сушилами, где в опрятном порядке сушилась вобла, размером с теперешнего огромного леща, жир течет с нее хоть чашку подставляй, а рядом балыки, каких сейчас вряд ли кто увидит, - янтарь, истекающий жиром. Идешь, бывало по городу, а с сушил на улицу течет ядерный дух вяленины рыбной, захлебнешься…

Во дворах у всех лабазы для скота, бани, ледника и обязательные палатки. Летом, во время завтраков, обедов и ужинов, двухстворчатые двери на улицу нараспашку, во двор дверь тоже открыта - сквозняк, прохладней. В них трапезничают, как правило, многочисленные домочадцы. Идет человек по улице и только успевает раскланиваться по обе стороны улицы в раскрытые двери.

А зимой в палатках хранились сундуки с самой ценной одеждой, на случай пожаров. Ибо палатка - и стены, и пол, и крыша саманные, сплошная глина - не горит. И во всех палатках обязательные качели детям, на толстых перекладинах…

Свадьбы, праздники летом тоже устраиваются в палатках и потому улицы в такие дни полнятся звуками гармони и здоровыми голосами мужчин, и чистыми звонкими - женщин. Любят гурьвчане петь. И почему-то звучат все песни донских казаков.

А ночью, сквозь раскрытые, засеченные от комара окна, из-за города, из степи порой доносится протяжная одинокая песня: всадника ли на коне, кочевника - киргиза ли на повозке. Протяжно чисто звучит песня. Как чиста и мила природа, окружающая город на Урале, у Каспийского моря.

Было заведено у гурьевчан, что казак не женится на иногородней, если не приглядит здесь себе подобной, едет жениться в деревню, где родился его родитель, и привезет себе женой дочь крестьянскую. И от нового корня опять нее, так и пошло из года в год.

Не роднятся казаки с "мужиками", а те с казаками, но вера, церковь, соседство разделяют. И живут гурьевчане у доброй реки мирно, слаженно, и каждому есть работа.

На базаре лавки: ряды русских, ряды татар, ряды киргизских, также делятся и покупатели. Но как и среди этих рядов вкраплены одна - две лавки и русских киргизские, так изредка меняются и покупатели.

И поневоле вспомнишь сейчас горькую газетную сводку о преступности в городе. А ведь в ту пору - и 200 и 70 лет тому назад дома не имели затворов. Мать, сестры мои рассказывают:

- и ни чего не боялись. Отец, бывало, ночью с фонарем в руках идет домой, в фартуке деньги несет. Придет, высыпет детям на кошму и скажет: "разберите, золотые в блюдо кладите…". Не любил почему-то отец золотые деньги в доме держать, в банк относил…

Вспоминали все случай.

Как-то в городе появился вор, палатки зимой потрошил, сундуки, товары. Изобличили вора. Им оказался казак с двумя дочерьми. Мать их то ли выгородила, то ли и правда она не знала об их преступлениях, в общем в один из дней горожане сбежались на базарную площадь, где наказывали воров. Отцу дали 100 плетей, а дочерям по 50. А уж потом повезли на суд в Уральск.

До сих пор на улице Московской стоит дом моего прадеда и деда. Ему не менее двухсот лет. В нем родилась моя мать, дочь потомственных портных, всем семейством обшивавших всякой одеждой людей зажиточных - шубы, ротонды, фраки, сюртуки и женские модные наряды. Трудились все. С семи лет и до глубокой старости. Так было до моей матери, так села с иглой в руках и она за шивку мехов лоскутов. Дети и у казаков с десяти лет уже работник, рыбак в море.

Помню и такой рассказ матери, который покажет обычай, воспитание детей той эпохи, примерно сто десять лет тому назад это было:

"… увидела я как- то на улице, что Андрейка ( ее старший брат), зашел в пивную. Я в ужасе в мастерскую с криком "Папашенька, папашенька, Андрейка в пивную зашел…". Отец бросил шитво и снимая на ходу ремень с брюк, побежал к пивной и сразу же оттуда появился, хлыща сына ремнем, так и гнал его до самых ворот, приговаривая: "Позоришься сам, родителей позоришь, молоко на губах еще не высохло, а ты уж в пивную…". Андрею в ту пору было 18 - 19 лет. Он уже десять лет был помощником отцу.

Род материнский был "мужицкий". И когда Андрею пришла пора идти в армию, отец отправил его на перекладных (как когда-то и сам) в Подмосковье, где родились его предки, там его и забрали в рекруты. Здесь в Гурьеве только казачество. А придя из армии, опять же по обычаю отцов поехал Андрей в ту же деревню брать себе в жены крестьянскую дочь.

А когда мать моя овдовела (1919 г.), сын ее (мой брат), парнишка лет 11 - 12, озоруя, стащил с товарищем у соседки пару свекольных плодов, так мать для острастки позвала побить ремнем его, того же Андрея. Мужская рука крепче.

А когда при "красных" другой мой брат совершил какой-то поступок и мать его побила, так он сквозь слезы проговорил ей: "Вот пойду в милицию пожалуюсь, теперь закон запрещает бить детей".

В доме все смеялись над его словами, но милиции все же побаивались.

Конечно же, и 100 и 70 лет тому назад озоровали мальчишки. То потайную милостыню разорят, то в ледник заберутся к кому-то - крынку каймака слопают, не без того ребячья кровь всегда играла, но чтоб хулиганить - всем миром сурово посмотрят, взглядом пронзят так, что в другом случае десять раз оглянется, чтоб для самоутверждения выругаться.

Жили люди и с хорошей оглядкой: что соседи скажут, как мир посмотрит, не осудят ли, не отвернутся ли. Да и перед богом придется ответ держать за свои проступки.

В наше время много говорят о милосердии. Какое оно, милосердие? Что такое милосердие?

Из рассказов матери, сестер я знала, что мой отец жил в наемном доме и тогда, когда у него уже было пятеро детей. Но однажды… Рыбак сдававший дом (сам он жил в доме жены) в расплату за долги вынужден был расплатиться с кредитором-купцом, этим домом. Купец же этот предложил моему отцу:

- До сих пор не имеешь своего дома. Я уступлю тебе его за недорого, бери. Постепенно расплатишься. Отец отказался:

- Не могу. Душа не велит. На чужих слезах свое благополучие не построишь.

Отец перекупил этот дом у купившего с торгов. Переплатил, такой была душа у рязанского мужика.

А напротив этого (уже нашего дома) до сих пор стоят два одинаковых дома, как два брата близнеца. Жил рыбак с двумя женатыми сыновьями. И что ни год раз за разом не везло им. Рыба шла мимо их сетей. Задолжали купцу за эти невезучие годы, что называется под завязку. Один выход - расплатиться своим деревянным двухэтажным домом. Беда. Горе - горькое.

Купец (не помню фамилии) позвал к себе должника и глядя на его понурую голову с задубевшим на соленом ветру лицом сказал:

- Ладно. Бог учит делать добро. Прощаю тебе долги. Но при одном условии: сними второй этаж и поставь рядом его. Пусть твои сыновья живут в одинаковых домах. Расходы я уплачу. Может и помянешь меня, когда добрым словом…

Рыбак заплакал и упал на колени, земно поклонившись купцу:

- Век будем за тебя, благодетеля, молиться.

У казачества с давних пор было законом - овдовевшей казачке и ее детям, родителям, потерявшим кормильца, куренем - собранием казаков закреплялось бедствующее семейство за неводом, за определенной ватагой. Та, при улове, выделяла долю им, осиротевшим.


1990 г.





Все права на данный материал принадлежат их автору В. В. Тарабрину
Только для личного, ознакомительного использования.
Перепечатка только с согласия автора.
Copyright © V.Tarabrin, 1990-2023, All rights reserved.
Последнее обновление: 18.04.2016 г. в 15:11
Просмотров страницы: 153614



• Дата, время

Сейчас в Атырау

  • 04
  • :
  • 27
  • :
  • 59
Вторник
28 марта 2023 г.
• Погода в Атырау
• Курс основных валют
• Мусульманский календарь
Мир велик, но Internet уменьшил его
до размера экрана монитора
Сайт открыт с 15.06.2001 г.
Версия 2.0 с 01.01.2003 г.
Версия 3.0 с 01.08.2007 г.
Версия 4.0 с 19.11.2011 г.




Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 8 • Время генерации страницы: 0.015 сек.
Яндекс.Метрика