закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
В. Славин - Гурьев. Своими словами.
Ужель не сохраним?

В. Костиайнен, старший инспектор областного комитета по культуре


Становлению Гурьева, который отмечает в этом году свой 350-летний юбилей, в немалой степени способствовала деятельность проживающего в нём уральского казачества.

Оригинальная культура этой этнографической группы, сформировавшейся в Приуралье, пока еще недостаточно исследована. Однако общее знакомство с сочинениями писателей, историков и исследователей края позволяет говорить о ее несомненном богатстве и своеобразии.

Казачество складывалось на берегах Яика (Урала) и разных этнокультурных компонентов с преобладанием русского. Носителями различных культур были и создававшиеся с конца XV века яицкую вольницу свободолюбивые выходцы из закрепощающего свое население Русского государства, и удальцы-разбойники с Дона и Волги и пополнявшие общину в первоначальный период, полонянки из кочевий ногайцев Волго-Уральскогого междуречья и других соседних тюркоязычных племен. Здесь же находили защиту и покровительство невольники, бежавшие из ногайских кочевий и освобожденные из разгромленной в 1580 году ногайской столицы Сарайчика.

Яик с прилегающими к нему лесостепью, степью и полупустыней определял быт его населения, влиял на eго материальную и духовную культуру. Казачье войско привлеченное расширявшимся государством для охраны юго-восточной границы, продолжало увеличиваться за счет беглых холопов, крестьян, посадских и ратных людей, среди которых было не мало раскольников - старообрядцев.

В 40-х годах XVII века казачество, объединённое интересами освоения этой запольной реки и сохранения своей автономии, длившейся вплоть до периода правления Петра 1, столкнулось с представителями центральной власти в лице стрельцов и работных людей под началом сыновей рыбопромышленника Гурия Назарьева, основавших в дельте Яика крепость. Постоянные набеги на эту крепость однако прекратились, когда по ходатайству перед правительством оренбургского губернатора вся река в 1752 году была передана Яицкому казачьему войску. В 1770 году и Гурьев, находившийся в ведении астраханского воеводы, а затем оренбургского губернатора перешел в ведение войсковой канцелярии.

Культура казачества испытывала и постоянное влияние незначительного числа вошедших в состав войска татар, калмыков и башкир. Вместе с оставшимися в Гурьеве потомками стрельцов, работных и торговых людей из городов Поволжья казаки составили ядро коренных жителей города, мало-помалу населявшегося выходцами из других регионов Российской империи и казахским населением. С конца XIX века развивающиеся капиталистические отношения наложили свой отпечаток на быт и культуру горожан и всего казачества понизовья.

Однако начавшиеся вскоре после революции процессы расказачивания и урбанизации, оседание беженцев военного лихолетья, ссылка сюда до 50-х годов представителей малых народов и этнографических групп, внесших в жизнь горожан элементы своих культур, привлечение населения для промышленного освоения края, внедрение в наши дни массовой культуры отнюдь не способствовали сохранение культурного наследия уральцев.

В настоящее время в городе и связанном с ним регионе ещё сохраняется основа этого складывавшегося веками культурного диалекта, питавшего некогда общерусскую культуру. Широко известны сегодня произведения Пушкина об уральцах и словарь В. И. Даля, содержащий неповторимые диалектизмы, но мало кто знает, когда именно и при каких обстоятельствах Пушкин побывал в Гурьеве, упоминали ли о горожанах писавшие о Приуралье В. И. Жуковский, А. Н. Плещеев, Л. Н. Толстой (давший, кстати, обстоятельное описание быта и культуры терских казаков), В. Г. Короленко. А. Н. Толстой, Л. Н. Сейфуллина, братья Правдухины, что писал о гурьевчанах в своих путевых заметках Константин Паустовский. А ведь в этих местах были, вероятно, известные русские композиторы и художники.

Под спудом забвения пребывает народное творчество казачества - бытовавшие здесь народная поэзия музыкальный фольклор с характерным только для уральцев пением, инструментальные произведения, элементы народного театра, сохранившегося в обрядах и ритуалах характерная народная танцевальная культура с преобладающим мужским переплясом.

Современная архитектура наступая на старый Гурьев уничтожает заодно и созданные прежде архитектурные памятники, в том числе традиционные деревянные строения. Вместе с ними исчезает и неповторимая резьба на деревянных деталях дворов и домов. Время, деятельность различных ведомств, по-своему "реставрирующих" здания, в которых они располагаются, общая запущенность и бесхозяйственность довершают разрушение пока еще сохранившейся старой деловой части города и прилегающих к ней улиц. Навсегда утрачено уже много строений.

Между тем духовное наследие предшествующих поколений можно еще сохранить. Изучение творчества литераторов, композиторов и художников, создавших произведения о казачестве, сбор и обобщение образцов устного народного творчества, музыкального и танцевального фольклора уральцев, звукозаписи, кино и фотосъёмки бытующих здесь обрядов и ритуалов, зарисовки деталей и композиций, которыми декорированы традиционные архитектурные сооружения, различных предметов утилитарного назначения, изготовленных умельцами - все это по силам педагогическому институту, средним специальным учебным заведениям, школам, кружкам и студиям изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это позволило бы пополнить репертуар существующих самодеятельных художественных коллективов, создать историко-литературные, фольклорно-этнографические и другие любительские объединения на предприятиях в нешкольных и культурно-просветительных учреждениях, в учебных заведениях, решить вопросы строительства памятника основателям города, реставрации старого города и создания в нем историко-культурного заповедника под открытым небом с этнографическим музеем.

Проблему восстановления полузабытой истории и частично утраченной культуры казачества уральского понизовья, в том числе и самого города Гурьева, возрождение eгo традиции, обычаев, обрядов и праздников необходимо решать незамедлительно при непосредственном участии всех заинтересованных в ее решении горожан и особенно молодежи. Опыт такого рода имеется у Уральского казачьего историко-культурного общества, которое в преддверии исполняющегося в следующем году 400-летнего юбилея Яицкого казачьего войска с помощью предприятий-спонсоров восстанавливает былые традиции. Создание отделения этого общества в г. Гурьеве ускорило бы процесс возрождения истории и культуры местного казачества, а сделать это способны промышленные и другие предприятия города и располагающие опытом работы с национальными культурными объединениями и коллективами Дома культуры и клубы нефтеперерабатывающего завода, объединения "Эмбанефть" и "СМП-136".

Возрождение былой культуры всех народов, издавна населявших Прикаспий - это дело чести всех работников культуры и всех патриотов своего края, независимо от их национальной принадлежности. Богатое духовное наследие прошлого во всем его многообразии должно лечь в основу формирования нового человека, все ценное в истории, культуре каждого народа, каждой этнической группы должно стать всеобщим достоянием.


1990 г.





Все права на данный материал принадлежат их автору В. В. Тарабрину
Только для личного, ознакомительного использования.
Перепечатка только с согласия автора.
Copyright © V.Tarabrin, 1990-2023, All rights reserved.
Последнее обновление: 18.04.2016 г. в 15:11
Просмотров страницы: 153611



• Дата, время

Сейчас в Атырау

  • 04
  • :
  • 25
  • :
  • 06
Вторник
28 марта 2023 г.
• Погода в Атырау
• Курс основных валют
• Мусульманский календарь
Мир велик, но Internet уменьшил его
до размера экрана монитора
Сайт открыт с 15.06.2001 г.
Версия 2.0 с 01.01.2003 г.
Версия 3.0 с 01.08.2007 г.
Версия 4.0 с 19.11.2011 г.




Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 8 • Время генерации страницы: 0.015 сек.
Яндекс.Метрика