закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
История Казахстана
ВВЕДЕНИЕ

2 Источники и историография

Исторические знания о самых ранних этапах становления и развития человечества строятся на основе изучения памятников культуры, которые оставил древний человек - это орудия труда, стоянки, наскальные изображения, погребения. Значительно позже появились письменные источники о древних насельниках протоказахской территории - персоязычные, греческие, латинские, арабоязычные, тюркоязычные, китайские, славянские. В них содержится информация об этногенетических процессах, взаимоотношениях с соседями, о политических событиях, хозяйственной деятельности, образе жизни населявших эту землю племен. Таким образом, основу исторического знания составляют источники. Исторические источники - это вещественные предметы, письменные документы, отражающие историю развития человеческого общества. Чтобы история была научной, объективной, она прежде всего должна опираться на достоверные источники. Поэтому одним из ведущих принципов исторической науки является принцип документальности. Историки говорят: «Без документов нет истории».

Историография - это история исторической науки. Она включает в себя, с одной стороны, динамику исторических знаний, сведений об исторических событиях, выявление и описание новых источников, а с другой - развитие методов, подходов, принципов исторического исследования. Исторические сведения о древних насельниках протоказахской территории содержатся в устном народном творчестве, в эпических сказаниях, письменных свидетельствах автохтонного населения и его соседей. Ранним письменным источником является «библия» зороастризма - «Авеста» («Наставление»). Как известно, Заратуштра жил в конце II - начале I тысячелетия до нашей эры. Также сведения о древних насельниках территории современного Казахстана обнаружены в персидских клинописных текстах, в частности в Бехистунской надписи Дария I (522-486 гг. до н.э.), в «Истории» «отца» исторической науки Геродота (завершена между 430-424 гг. до н.э.), в «Географиях» Страбона (64 г. до н.э. -24 г. н.э.), Птолемея (90-160 гг.). Бесценные данные о древнем периоде истории Казахстана имеются в сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во II веке до нашей эры, в «Ши цзи» («Исторических записках») «отца» китайской истории Сыма Цяня (145-86 гг. до н.э.), в «Цянь Ханыну» («Истории ранней Хань») Бань Гу (I в. н.э.).

Особое место в познании истории Казахстана занимает первый тюркский летописец, описавший начало Тюркского Эля, первых его каганов, автор знаменитых надписей в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина - Йоллыг-тегин (VIII в.). Сведения о средневековом Казахстане содержатся в трудах арабского историка Ибн аль-Факиха (начало X в.), путешественников Плано Карпини, Гильома Рубрука, Марко Поло, посетивших территорию Казахстана в XIII веке.

Так, например, итальянец Плано Карпини, основатель монашеского ордена францисканцев, по заданию Папы Римского Иннокентия IV в апреле 1245 года отправился из Лиона в ставку Бату на Волгу в Сарай-Бату. Дело в том, что Бату, унаследовав улус своего отца Джучи, продолжил походы монголов на запад и покорил булгар, Крым, Кавказ, Польшу, Моравию, Силезию, в связи с чем встревоженная Европа стала искать с ним контакты. После пребывания в ставке Бату Плано Карпини посетил Центральную Монголию, проехав через Семиречье, Тарбагатай, и в ноябре 1246 года вернулся назад.

Гильом Рубрук - монах ордена миноритов, после того как в 1248 году в результате похода против мусульман крестоносцы потерпели поражение и стремились обрести союзников в лице монголов, по заданию французского короля Людовика IX в мае 1253 года выехал из Константинополя в Крым, затем на Волгу в ставку Бату. Он побывал также в ставке верховного монгольского хана Мунке в Каракоруме. В 1255 году Рубрук составил подробное описание своего путешествия в Центральную Азию, в ходе которого он посетил территорию Казахстана.

Марко Поло в 1271 году совершил путешествие в Китай. Там он прожил около 17 лет, а в 1298 году написал свой труд, который стал для европейцев ценным источником по истории народов Центральной Азии. В XIV веке подробные записи о Дешт-и Кыпчаке после его посещения оставил арабский путешественник из Марокко Ибн-Батут.

Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана - истории образования Казахского ханства - представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551) «Тарих-и Рашиди», в «Записках бухарского гостя» Ибн Рузбихана (XVI в.), в «Сборнике летописей» Кадыргали Жалаири (начало XVII в). Необходимые для изучения истории факты содержат записки английского путешественника Дженкинсона, посетившего Казахстан в XVI веке. Дженкинсон в 1558-1560 годах в целях открытия торгового пути для английской компании побывал в Казахстане, и поскольку он был не только путешественником, но и предпринимателем, то его заметки касались также вопросов экономической и хозяйственной жизни.

Большой вклад в изучение истории Казахстана внесли российские ученые. В 1768-1774 годах здесь побывала экспедиция Российской Академии наук во главе с П.С. Далласом. Участниками этой экспедиции были И.П. Фальк, И.Г. Георги. Капитальным является труд русского ученого-китаиста Н.Я. Бичурина (отца Иакинфа) (1777-1853) «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» (В 3 т.), Никита Яковлевич Бичурин в 1805 году был назначен начальником одной из духовных православных миссий в Китае, затем был архимандритом Сретенского монастыря в Пекине. Он блестяще знал китайский язык. Его труд - это наиболее полное, системное, документальное исследование истории народов Центральной и Средней Азии и Южной Сибири по китайским источникам.

«Геродотом казахского народа» назвал Ч. Валиханов А.И. Левшина (1799-1879) - автора «Описания киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей» (ч. I - III, СПб., 1832). Многие ключевые вопросы истории Казахстана получили освещение в трудах известных ученых-востоковедов академиков В.В. Вельяминова-Зернова (1830-1904), например в его работе «Исторические сведения о киргиз-кайсаках», и В.В. Бартольда (1869-1930), посвятившего Казахстану серию трудов «Очерки истории Семиречья», «История Туркестана» и другие исследования.

Богатое научное наследие по истории Казахстана, в частности по источниковедению, по этногенезу казахов и других тюркских народов, важные сведения об особенностях социальной, политической жизни кочевников, роли ислама в их жизни, национально-освободительной борьбе оставил Ч. Валиханов (1835-1865) в своих трудах «Аблай», «Киргизское родословие», «О состоянии Алтышара...», «О мусульманстве в степи» и многих других. Неоценимое значение для истории Казахстана имеют сочинения Абая (1845-1904).

Ряд исторических работ принадлежит представителям казахской интеллигенции начала XX века, лидером которой был А. Букейханов (1866-1937). Сам он является автором историко-этнографического очерка о казахах в сборнике «Формы национального движения в современных государствах» (СПб., 1910), статьи «Материалы к истории султана Кенесары Касымова» и других произведений. В 1911 году в Оренбурге была опубликована работа Шакарима Кудайбердыулы (1858-1931) «Шежире» («Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий»). Ряд трудов по истории казахского народа принадлежит ее знатоку, одному из ярких представителей той когорты М. Тынышпаеву (1879-1937). Они вошли в сборник «Материалы по истории киргиз-казакского народа» (1925).

Первым казахом-профессором истории в советское время стал С. Асфендиаров, автор «Истории Казахстана с древнейших времен», опубликованной в 1935 году. Многое для развития казахстанской школы историков сделали известные историки А. Панкратова, М. Вяткин, Н. Дружинин, эвакуированные в годы Великой Отечественной войны в Казахстан и плодотворно сотрудничавшие с казахстанским историком Е. Бекмахановым. В 1943 году ими была подготовлена «История Казахской ССР» с древнейших времен. В 1952 году Е. Бекмаханов за монографию «Казахстан в 20-40-е годы XIX века», посвященную восстанию Кенесары Касымова и написанную им в 1947 году, был арестован и приговорен к 25 годам лишения свободы. А в 1977-1980 годах вышла в свет «История Казахской ССР» в пяти томах, где история Казахстана освещалась с марксистско-ленинских идеологических позиций на основе классового, партийного подхода.

Начавшееся со второй половины 1980-х годов движение за независимость в Казахстане привело к тому, что в 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана были реабилитированы и возвращены находившиеся ранее под запретом имена представителей национальной интеллигенции, репрессированных советской властью как «буржуазные националисты», среди которых были А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ш. Кудайбердыулы, М. Дулатов и многие другие. В 1991 году ведущими историками республики был опубликован сборник «История Казахстана: белые пятна», название которого говорит само за себя.

Процесс возрождения исторической памяти в Казахстане положил начало переименованию городов, сел, улиц, которые вновь обрели свои прежние исторические названия (например, Джамбул был переименован в Тараз, Луговое - в Кулан) или были приведены в соответствие с казахской транскрипцией (Чимкент - Шымкент, Джезказган - Жезказган, Кокчетав - Кокшетау); названия, отражавшие ценности советского времени (Советский, Коммунистический, Комсомольский и т. п.), стали заменяться именами национальных героев казахского народа (Абылай-хана, Богенбай-батыра, Кабанбай-батыра, Толе-би, Айтеке-би, Казыбек-би, А. Букейханова, А. Байтурсынова и т. д.).

В 1992 году во всех учебных заведениях была введена «История Казахстана» как обязательная, самостоятельная учебная дисциплина, ранее вообще как таковая не изучавшаяся. Возникла необходимость создания фундаментальных трудов, учебных пособий, отражающих деидеологизированную, деполитизированную историю Казахстана, которая рассматривалась бы правдиво и объективно как органическая часть всемирной истории. Изданное в 1992 году «Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней» объемом 172 страницы, написанное ведущими историками Казахстана, явилось первым учебным пособием, рекомендованным Министерством народного образования Республики Казахстан и Институтом истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Академии наук Республики Казахстан в качестве официального. В том же году увидела свет книга С.Г. Кляшторного и Т.И. Султанова «Казахстан: летопись трех тысячелетий», был переиздан сборник документов «Алаш-Орда» под редакцией Н. Мартыненко. В 1993 году был опубликован первый обобщающий труд историков независимого Казахстана «История Казахстана с древнейших, времен до наших дней» (очерк) объемом 416 страниц. Началось издание капитального труда «История Казахстана» в пяти томах, I том которого был опубликован в 1996 году, II том - в 1997-м, III том - в 2000-м, IV и V тома - в 2010-м.

С 1997 года Институтом истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова стала разрабатываться программа фундаментального исследования «Возрождение Казахстана: История и современность», целью которой стало восстановление подлинной истории Казахстана.

В 1998 году, начал выходить в свет журнал «Отан тарихы. Отечественная история. History of the Homeland», учрежденный Институтом истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Академии наук Республики Казахстан. Редакция журнала объединила ведущих историков Казахстана. Показательно, что иностранными членами редакционной коллегии этого издания являлись известные ученые США, Японии, Китая, Турции, Венгрии, России, Узбекистана, Кыргызстана. Специальные номера журнала были посвящены важным историческим событиям в жизни государства и в развитии исторической науки. Так, темой выпуска №3 за 2001 год стали материалы Международной конференции «10 лет суверенного Казахстана: история и перспективы»; №3 за 2002 год - Международной конференции «К 200-летию Кенесары Касымова»; №1 за 2003 год - Международной конференции «Методологические и теоретико-концептуальные инновации в исторической науке и проблемы их освоения».

История Казахстана всегда была объектом пристального внимания зарубежных исследователей. Английскими, американскими, французскими, немецкими учеными накоплен большой материал по истории и этнографии народов Центральной Азии и Казахстана. Ими исследовался феномен номадизма, специфика организации хозяйственной, культурной, общественной жизни народов этого региона. Центры изучения номадизма, которые регулярно публикуют результаты исследований по этой проблеме, имеются во Франции, Германии, США и других странах.

Интерес у зарубежных исследователей вызывает также история Казахстана XVIII - начала XX века. Здесь можно в качестве примера назвать труды таких ученых, как Э. Бэкон «Центральная Азия под управлением России» (Нью-Йорк, 1966), Э. Олуорд «Центральная Азия: столетие русского правления» (Нью-Йорк,1967), С. Беккер «Русский протекторат в Центральной Азии» (Лондон, 1968), В. Коларс «Россия и ее колонии» (Лондон, 1953), А. Курат «Царская Россия в Центральной Азии» (Кембридж, 1979) и др. Проблемам советского периода посвящены работы Д. Уилера «Народы советской Центральной Азии» (Лондон, 1966) и Д. Лингрена «Расовые и этнические конфликты в советской Центральной Азии» (Нью-Йорк, 1979). Ряд ученых, среди которых Э. Вульф, А. Хазанов, А. Франк, К. Чанг, X. Костер и другие, посвятили свои исследования истории Центральной Азии в современных условиях после распада СССР и образования на его месте самостоятельных государств. Например, в 2000 году в Алматы было опубликовано 3-е издание книги заслуженного профессора антропологии Университета Висконсин в Медисоне, члена Британской академии, лауреата премии Гуггенхайма А. Хазанова «Кочевники и внешний мир» [95]. В ней рассмотрены следующие фундаментальные проблемы: феномен номадизма: мифы и реальность; номадизм как особый вид производящей экономики; происхождение кочевого скотоводства; социальные предпосылки взаимоотношений номадов с внешним миром; способы адаптации номадов к внешнему миру. Особый интерес вызывает раздел книги «Номады и государственность», где представлены условия возникновения, основные типы, особенности и тенденции эволюции кочевой государственности. Причем возникновение и развитие кочевой государственности на территории Казахстана - в евразийских степях раскрыто в контексте кочевых цивилизаций Среднего, Ближнего Востока и Восточной Африки, а в «Предисловии к третьему, казахстанскому изданию» освещаются узловые вопросы развития современного Казахстана. Истории Казахстана посвящена книга М.Б. Олкотт «Казахи» (Стэнфорд, 1987). Она издана Институтом Гувера в серии «Исследования о народах СССР» и содержит следующие разделы: происхождение казахов; образование Казахского ханства; завоевание Казахской степи Россией; казахи в составе Российской империи, создание колониального аппарата; аграрные проблемы; рост недовольства среди казахов; революция и гражданская война в Казахской степи; новая экономическая политика в Казахстане; коллективизация и сталинская экономическая система; создание советского аппарата власти в Казахстане; развитие социалистического Казахстана. О достаточно своеобразном подходе М.Б. Олкотт к трактовке некоторых ключевых моментов истории Казахстана может свидетельствовать, например, ее статья «Средняя Азия: катапультирование в независимость» [74, с. 49-59].

После обретения Казахстаном суверенитета у зарубежных исследователей- историков - магистрантов, аспирантов, соискателей - появилась возможность приезжать в республику и разрабатывать темы своих изысканий. Например, гражданами Китая защищены кандидатские диссертации «Создание Кара-Киданского ханства и его господство в Средней Азии» (1997), «Национально-освободительное движение казахов Синьцзяна в 1940-1949 годы» (1998), докторская диссертация «История казахского общества в Китае (1860-1920 гг.)» (2001); гражданином Турции защищена диссертация «Возникновение, и развитие простейших форм кооперации в Казахстане (конец XIX - 20-е годы XX века)» (1998); гражданами Республики Кореи - «Трансформация политической системы обществ переходного типа: мировой опыт и Казахстан» (1998), «Сравнительный анализ опыта демократизации в Республике Казахстан и в Республике Корее» (2001), «Взаимоотношения и социально-политическая история национальных меньшинств Казахстана (1935-2009 гг.) (2010) и др. Об интересе зарубежных историков может свидетельствовать также исследование С. Сабола, профессора Университета в Северной Каролине (США), «Казахское сопротивление русской колонизации: интерпретация восстания Кенесары Касымова» [99, с. 24-39]. Изучением истории Казахстана непосредственно в республике занимаются исследователи США; Японии, Германии, Франции, Турции, Китая, Южной Кореи и других стран.




Источник:
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебник для вузов, 2011 г.

Последнее обновление: 11.05.2016 г. в 09:23
Просмотров страницы: 522717





Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 6 • Время генерации страницы: 0.008 сек.
Яндекс.Метрика