закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
История Казахстана
Раздел 1       КАЗАХСТАН В ДРЕВНОСТИ

1.2. Эпоха бронзы. Андроновская культура. Формирование основ кочевничества.

На рубеже первой - второй четвертей II тысячелетия до нашей эры в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под городом Ачинском в Южной Сибири. Они были проведены в 1913 году Б.В. Андриановым. Таким образом, история изучения андроновской культурной общности насчитывает около ста лет. За это время получены богатые данные о материальной и духовной жизни одного из крупнейших культурно-исторических образований Евразии. Эти данные позволили выработать общие точки зрения о хозяйственной жизни, о металлургии, производстве керамики, быте и общественном устройстве племен андроновской культуры. Зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию. Один из основных центров андроновской культуры находился на территории Казахстана.

Андроновцы это родственные по происхождению, антропологическому, лингвистическому складу, по хозяйственной и культурной жизни племена. Как свидетельствуют археологические данные, андроновцы в подавляющем большинстве вели оседлый образ жизни. Их поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Андроновцы занимались скотоводством и земледелием с преобладанием пастушеского скотоводства. Признаком андроновской культуры является своеобразный погребальный обряд с труположением на боку в скорченном состоянии в «ящиках» из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах с погребальными сооружениями в виде каменных оград различных конфигураций - прямоугольной, круглой, овальной форм, или курганных насыпей. Иногда труп сжигали. Следующим признаком андроновской культуры было изготовление посуды ручной лепки, которая в отличие от предшествующей круглодонной была плоскодонной со сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом. И, наконец, андроновскую культуру отличали специфической формы металлические украшения. Это серьги из золотого листа, свернутые в полтора оборота, украшения головного убора и одежды в виде «очковидных» и «лапчатых» подвесок, браслеты со спирально закрученными концами.

Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза - XVIII-XIV века до нашей эры, средняя - XV-XII века до нашей эры, поздняя - XII - начало VIII века до нашей эры.

В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура. Средний - атасуский, получивший свое название по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний - бегазы-дандыбаевский - по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска. В то время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Примерами протогородов бронзового века на территории Казахстана могут служить поселения Аркаим, Кент и др. Они имеют своеобразную застройку, инфраструктуру: оборонительные сооружения, водоснабжение, святилища, развитое ремесло. Широко известным уникальным археологическим памятником эпохи бронзы (XVIII-XVI вв. до н.э.) в евразийских степях является укрепленное поселение Аркаим.

Аркаим - это одновременно и храм, и крепость, и ремесленный центр, и жилой поселок. Его очертания на снимках сверху выглядят в виде круга, часть которого размыкается, - это главный вход в город; внутри большого круга - еще один круг. Общая площадь памятника составляет 20 тыс. м². На современной степной поверхности прослеживается обводной ров, за ним два кольца земляных валов, центральная площадь. Валы,- это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта, сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца расположены жилища, построенные из бревен. В хозяйственных постройках дворов и домов - очаги, колодцы, ямы, металлургические печи. Всего на территории поселения найдено 60 жилищ, коллекции изделий из керамики, кости и камня, металлические орудия труда и предметы, связанные с металлургией [100].

Таким образом, андроновцы жили в оседлых поселениях по берегам рек; поселки были окружены глубоким рвом и валом с частоколом. В поселениях насчитывалось от 10 до 20 больших полуземлянок в виде деревянных срубов, заглубленных в землю на 1-1,5 м, площадью от 25 до 150 м². Крыши были двускатные или пирамидальной формы с отверстиями для дыма и света, они поддерживались столбами. В доме жила большая семья от 30 до 50 человек, а поселок, прилегающие пашни, пастбища, кладбище принадлежали одному роду.

Преобладающим видом занятий андроновцев было скотоводство, а основной пищей - молочные продукты. Мясная пища андроновцев на 60-70% состояла из говядины, на 10 - из баранины, на 20-30 - из конины. Главным их достоянием были табуны коней. Но прилегающие к поселению пастбища постепенно истощались, и андроновцы каждые 20-25 лет переселялись на новые земли. Начиная с XV века до нашей эры, со времени средней бронзы, появились неукрепленные поселки, тогда же возникла форма скотоводства - отгонная. Пастухи весной угоняли часть стада _ на дальние пастбища или горные луга, перекочевывали вместе со стадом и лишь осенью возвращались в поселок.

В период средней бронзы изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане подобные памятники андроновской культуры найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау. Это выбитые на гладких поверхностях скал изображения животных, солнцеликих людей, колесниц. Вот как, например, выглядит святилище андроновцев, которое находится в урочище Тамгалы в 170 км к северо-западу от Алматы. Здесь эпические герои несутся на колесницах, натягивая луки, кочуют в повозках, запряженных верблюдами, кружатся в ритуальном танце. Главные фигуры святилища - возвышающиеся над смертными «солнцеголовые существа», их огромные головы-диски окружены ямками - углублениями, символизирующими нимб. «Солнцеподобные существа» окружены скотом и танцующими человечками [61, с. 9]. Памятниками средней бронзы также, например, являются в Семиречье могильник Каракудук, в районе Каратау - могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье открыты уникальные памятники поздней бронзы-мавзолеи Тагискена.

Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей, были пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Например, в период поздней бронзы доля коней в стаде увеличилась с 14 до 36%. Культура андроновцев становится культурой коневодов. Также по мере роста подвижности хозяйства племен того периода заметно возрастает поголовье двугорбых верблюдов - бактрианов. Культ верблюда отражен в глиняных статуэтках и наскальных изображениях [50, с. 14-16]. Получило распространение отгонное скотоводство как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт. Появились войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырех колесных телегах. В конце II - начале I тысячелетия до нашей эры климат меняла в сторону потепления и сухости. Большинство населения переходит к кочевому скотоводству.

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырье для изготовления орудий труда и оружия была бронза - сплав меди и олова, иногда сурьмы, мышьяка, свинца. Она отличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Центрами древней металлургии были Центральный и Восточный Казахстан. Медь в основном добывали в районе Жезказгана, Зыряновска, Карчиги, Джалтыра, Ащилы, Уро-Тобе, Кушикбая; олово -в районе гор Атасу, Калбинского и Нарымского хребтов; золото - в районе Степняка, Казанчункура, Баладжала, Акджала и др. Подсчеты специалистов показывают, что добыча медных руд и олова в древности здесь достигала огромных объемов. Например, в районе Жезказгана объем выплавленной меди составлял около 100 тыс. тонн. На Успенском медном руднике было извлечено 200 тыс. тонн руды. Добыча олова достигала 130 тонн. Вот как описывал Жезказган, как древний металлургический центр, основоположник казахстанской археологии А.Х. Маргулан, чье имя носит Институт археологии РК: «В 1930-х годах было доказано большое историческое значение Джезказгана; как одного из важнейших центров древней металлургии. Об этом писал К.И. Сатпаев (в кн.: Большой Джезказган. Алма-Ата 1961, с. 5), его высказывания были подтверждены археологическими раскопками проведенными после Второй мировой войны.

Основным объектом исследования было городище Милыкудук, расположенное в обширном логе в километре на юго-восток от рудника Джезказган. О его существовании прежде не знали. Оно было открыто К.И. Сатпаевым. Милыкудук сохранил мощный пласт культурного наслоения, идущий с эпохи бронзы до позднего средневековья и свидетельствующий о производственной деятельности человека по добыче руды, плавке меди, олова, железа, золота, серебра, а также их переработке. Древние выработки и отвалы Жезказгана весьма грандиозны. По подсчету геолога С.Х. Болла из разносов Джезказгана было добыто свыше миллиона тонн богатых окисленных руд, содержавших десятки тысяч тонн меди» [62, с. 3-4].

Руду добывали простым «кайлованием». Пробиваясь к рудоносным жилам, использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра. Медную и оловянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово в медь. Пропорцию четко регулировали в зависимости от назначения изготавливаемого предмета: для ударных орудий в медь добавлялось около 4% олова, для рубящих и режущих - от 5 до 9%, для колющих - от 9 до 12% олова и выше.

В эпоху бронзы развивались ремесла, ткачество, керамическая посуда изготавливалась ручной лепкой, ленточной техникой, формовалась на болванках; посуда лощилась, орнаментировалась, обжигалась. Производилось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы.

Произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно распадались, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находилось богатое оружие, украшения. Но были и бедные погребения, в которые помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.

По своему антропологическому складу андроновцы были, представителями европеоидной расы - широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. Большинство ученых считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития местных племен эпохи неолита и энеолита. Существуют различные версии относительно определения этнической принадлежности андроновцев. По одной из них, они принадлежали к финноугорской этнической группе. В последние годы выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. Однако наиболее аргументированным и утвердившимся положением является их индоиранская, арийская принадлежность. Это подтверждается анализом древнейших письменных источников, данных антропологии, лингвистических исследований, топонимики, ономастики, археологических материалов.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь; у них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения; главным жертвенным животным являлся конь. Возник обычай запрета - «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.




Источник:
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебник для вузов, 2011 г.

Последнее обновление: 11.05.2016 г. в 09:23
Просмотров страницы: 522729





Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 6 • Время генерации страницы: 0.008 сек.
Яндекс.Метрика