закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
История Казахстана
Раздел 1       КАЗАХСТАН В ДРЕВНОСТИ

1.3. Ранние кочевники. Саки: источники и археологические памятники, расселение, взаимоотношения с соседними государствами. Культура.

В I тысячелетии до нашей эры преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки.

В эпоху раннего железа наряду с археологическими памятниками - курганами, могильниками, поселениями - появились письменные источники о древних насельниках Казахстана. Это персидские источники, среди которых следует назвать прежде всего «Авесту», содержащую проповеди Заратуштры - основоположника зороастризма - древнейшей религии мира с верой в единого бога, считающейся самой древней из мировых религий откровения, религий, полученных пророком от Бога.

Заратуштра - арий из рода Спитамы жил между 1500-1200 годами до нашей эры, по другим данным - в начале I тысячелетия до нашей эры или в промежутке

VIII - VI веков до нашей эры, или более неопределенно - в конце II - начале I тысячелетия до нашей эры в степях Казахстана к востоку от Волги [6, с. 35]. Именно его Бог лично избрал первым посредником между Землей и Небом. После него с интервалом примерно в 500 лет появились Будда, Иисус Христос, Мухаммед.

Заратуштра стал проповедником веры в нового бога - Ахурамазду, который являлся верховным божеством, творцом всего бытия, заранее предначертавшим все мысли, слова и деяния. В знаниях о Заратуштре ученые сходятся во мнении, что это был реально существовавший человек, а не мифическая личность, о чем свидетельствует его имя, подобных которому известны десятки, означающее дословно что-то вроде «Староверблюдый» (т.е. «обладающий старым верблюдом») [60, с. 3-4]. Выступив с проповедью новой религии, Заратуштра обрек себя на скитания и опасности. Согласно пехлевийскому сочинению «Датистан-и-Диник», у Заратуштры был главный противник, преследовавший его всю жизнь, - жрец Тур-и-Братарвахш. Он и убил его, нанеся удар кинжалом в спину.

Заратуштра учил, что от свободного выбора человека, его активного участия в борьбе добра и зла (на стороне добра) зависит миропорядок и торжество справедливости. Зороастрийская мораль включала в себя этическую триаду благих мыслей, благих слов и благих дел. Позднее авестийское имя Заратуштра было переиначено древними греками как Зороастр и стало ассоциироваться со словом «астрон» («звезда»), в связи с чем в античных и средневековых источниках он изображался мудрецом-астрологом и звездочетом, а основанное им вероучение стало называться зороастризмом и его последователи - зороастрийцами. На протяжении своей трехтысячелетней истории зороастризм претерпел изменения, отразившиеся в его идеологии и в обрядовой практике.

Сформировавшись на основе религии пастушеских племен, зороастризм не знал поначалу ни храмов, ни каких-либо культовых сооружений. Молились под открытым небом, на вершинах холмов и гор, перед огнем домашнего очага, на берегу ближайшей реки или водоема. Позднее он трансформировался в официальную религию громадных государственных образований - парфянских царей Аршакидов, могущественной империи Сасанидов, приобретя соответствующие структуры и институты - храмы, духовенство и т. п. Зороастризм во многом повлиял на иудаизм, буддизм, христианство, ислам и был господствующей религией величайших цивилизаций древности и средневековья.

В «Авесте» кочевые племена, населявшие степные просторы севернее бактрийцев, согдианцев, хорезмийцев, то есть Казахстана, именовались «туры с быстрыми конями». В «Авесте» туры и арии почитают «одних и тех же древних богов и молящих их о победе на одном языке» на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и в Прикамье. Туры - обладатели быстрых коней и тучных стад, просторных пастбищ и добрых повозок. Это народ, над которым властвуют воины-колесничие, цари, народ скотоводов, чье имущество - быки, кони и верблюды, чья земля - пастбище, чья пища - молоко и мясо. Жертвы, которые они приносят богам, - «сто жеребцов и тысячу коров, и мириады овец».

От названия древнего скотоводческого этноса «туры» произошел термин «Туран», что означает «Страна туров». Туры и арии были первыми известными по письменным источникам («Авеста») древними насельниками Казахстана второй половины II - начала I тысячелетия до нашей эры. С их эпохой связано завершение перехода к кочевому скотоводству в Казахстане [56, с. 318].

Структура общества была следующей: глава дома, глава рода, глава народа (племени), глава страны (царь). Общество состояло из иерархически соподчиненных групп: военная аристократия, жрецы, рядовые общинники - пастухи и землепашцы.

Эпоху господства кочевников в Казахстане в начале I тысячелетия до нашей эры принято называть «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха», «эпоха саков». Саки - это самоназвание племен кочевников евразийских степей. Свойственный сакам тип вооружения и конского убора, характерная одежда, «звериный стиль» в искусстве, подтвержденные археологическими раскопками на пространстве от Хуанхэ на востоке до Дуная на западе, дают основания для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях в IX - VIII веках до нашей эры и просуществовала до III века до нашей эры.

В древнеперсидских текстах племена периода раннего железа, кочевавшие к востоку от Волги, назывались именем «сака», или саки. Например, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись персидского царя Дария I, где народы, жившие к северу от Сырдарьи, названы саками [50, с. 36].

  • Прим. Бехистунская надпись на древнеперсидском, эламском и аккадском языках повествует о со¬бытиях конца правления Камбиза и первых годах царствования Дария I. Текст надписи (ее высота вместе с рельефом составляет 7,8 м, ширина - 22 м) высечен на Бехистунской скале, находящейся между городами Хамадом и Керманшах на высоте 105 м над дорогой, которая в древности соединя¬ла Вавилонию с Мидией. На рельефе - парящий над всеми бог Ахура-Мазда, благословляющий Да¬рия, который левой ногой попирает мага Гаумату. За спиной Дария находятся двое его придворных, а за Гауматой изображены скованные одной цепью восемь мятежников, бунтовавших при восше¬ствии Дария на престол, и вождь сакского племени тиграхауда. Открытие этой надписи (в середине XIX века) принадлежит английскому исследователю лейтенанту Генри Роулинсону, служившему военным инструктором в персидской армии.

Исследования последних лет показали, что персы не выдумали имя своих кочевых соседей, а использовали их самоназвание, причем не племенное, а общее для всех кочевых племен, соседствующих в Средней Азии с персами. Сакские племена осознавали свою генеалогическую и культурную общность; это выражалось в единстве самоназвания, подтверждалось языковой близостью. В персидских источниках назывались имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя - заречные (заморские) саки; тиграхауда - носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи; хаомоварга - изготавливавшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье; аримаспы - стерегущие золото грифов, располагавшиеся на Алтае и в Восточном Казахстане, и др.

Сведения о древних насельниках Казахстана содержатся в античных трудах древнегреческих и римских летописцев, и прежде всего, в «Истории» Геродота, написанной в конце 40 - начале 30-х годов V века до нашей эры, состоявшей из 9 книг, где в 4-й книге описывались племена Евразии, в том числе и Казахстана. В ней Геродот тоже упоминает саков-ортокорибантиев, то есть «острошапочных» и т. п. Сведения по истории Казахстана можно найти и в работах Полибия, Плиния, Птоломея, Страбона. Древнегреческие и латинские источники называли саков скифами, упоминали имена племен: массагеты - в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) - на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, сакараулы и др. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная. Они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Саки были достойными соперниками таких могучих держав, как персидское государство Ахеменидов, Ассирия, Урарту.

Они были первыми кочевниками Великой степи, ставшими широко известными древнему миру и сыгравшими роль, которую трудно переоценить. О них можно прочитать в Библии следующее: «И пойдешь ты с места твоего, от пределов севера; ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное». «Вот поднимается он подобно облакам и колесницы его - как вихрь, кони его быстрее орлов, горе нам! Ибо мы будем разорены». «Колчан его как открытый гроб... Держат в руках лук и копье, они жестоки и немилосердны, голос их шумен, как море, несутся на конях, выстроились, как один человек, чтобы сразиться с тобой, дочь Вавилона» [6, с. 38].

Письменные источники повествуют о сакской царице Зарине, вступившей в борьбу с могучим Мидийским царством за первенство над Парфией, о походе персидского царя Кира в 530 году до нашей эры против массагетов за Амударью, в ходе которого он пал от рук царицы Томирис: «Отец истории» Геродот так повествует о перипетиях этого похода:

«Кир задумал подчинить массагетов. Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом, напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем...»

Так вот, с запада Кавказ граничит с так называемым Каспийским морем, а на востоке по направлению к восходу солнца к морю примыкает безграничная, необозримая равнина. Значительную часть этой огромной равнины занимают упомянутые массагеты, на которых Кир задумал идти войной.

Царицей массагетов была супруга покойного царя. Звали её Томирис. К ней-то Кир отправил послов под предлогом сватовства, желая будто бы сделать ее своей женой. Однако Томирис поняла, что Кир сватается не к ней, а домогается царства массагетов, и отказала ему. Тогда Кир, так как ему не удалось хитростью добиться цели, открыто пошел войной на массагетов. Для переправы войска царь приказал построить понтонные мосты через реку [Аракс], а на судах, из которых состояли мосты, воздвигнуть башни.

Пока войско Кира было занято этими работами, Томирис велела через глашатая сказать Киру; вот что: «Царь мидян! Отступись от своего намерения. Ведь ты не можешь знать заранее, пойдет ли тебе на благо или нет сооружение этих мостов. Оставь это, царствуй над своей державой и не завидуй тому, что мы властвуем над нашей. Но ты конечно, не захочешь последовать этому совету, а предпочтешь действовать, как угодно, но не сохранять мир. Если же страстно желаешь напасть на массагетов, то прекрати работы по строительству моста через реку. Переходи спокойно в нашу страну, так как мы отойдем от реки на расстояние трехдневного пути. А если ты предпочитаешь допустить нас в свою землю, то поступи так же».

Далее следует повествование о том, что Кир все же переправился через Аракс и напал на массагетов. Разбив часть их войск, он обманом захватил пленных, включая и сына Томирис Спаргаписа.

Согласно рассказу Геродота, царица Томирис, узнав об участи своего войска и сына, велела отправить вестника к Киру с такими словами: «Кровожадный Кир! Не кичись этим своим подвигом, послушайся моего доброго совета: выдай моего сына и уходи подобру-поздорову из моей земли, после того как тебе нагло удалось погубить третью часть войска массагетов. Если же ты этого не сделаешь, то клянусь тебе богом солнца, владыкой массагетов, я действительно напою тебя кровью, как бы ты ни был ненасытен».

Кир, однако, не обратил никакого внимания на слова глашатая. А сын царицы Томирис Спаргапис был умерщвлен.

Томирис же, узнав, что Кир не внял ее совету, - продолжал историк, - со всем своим войском напала на персов. Эта битва, как я считаю, - пишет Геродот, - была самой жестокой из всех битв между варварами. О ходе ее я узнал, между прочим, вот что. Сначала, как передают, противники, стоя друг против друга, издали стреляли из луков. Затем, исчерпав запас стрел, они бросились врукопашную с кинжалами и копьями. Долго бились противники, й никто не хотел отступать. Наконец массагеты одолели. Почти все персидское войско пало на поле битвы, погиб и сам Кир. Царствовал же он полных 29 лет. А Томирис наполнила винный мех человеческой кровью и затем велела отыскать среди павших тело Кира. Когда труп Кира нашли, царица велела всунуть его голову в мех. Затем, издеваясь над покойником, она стала приговаривать так: «Ты все же погубил меня, хотя я осталась в живых и одолела тебя в битве, так как хитростью захватил моего сына. Поэтому-то вот теперь я, как и грозила тебе, напою тебя кровью». Из многих рассказов о кончине Кира этот мне кажется наиболее достоверным» [10, с. 11-15].

Преемником Кира стал Дарий I. Его попытки покорить часть сакских племен (каспиев, хаомаварга, тиграхауда) были более успешны. Именно об этом повествует текст знаменитой Бехистунской надписи: «Говорит Дарий-цар[ь: вместе с войск]ом са[ков я п]ошел к стране саков, [которая за морем], э[та шапк]у острой носит. [Затем я корабельный мост близ]ко к морю восстановил на (его) мест]е. О[т этог]о корабельного моста прошел я страну [и я]сак[ов сильно] разбил, одну часть схва[тил, другая часть связанной [была приведена к]о мне и и[х первого, наи]боль[шего из них], С[кун]ха по имени, его они захватили и при]вели [ко мне]. Там другого наибольшим сд]елал я, к[ак моя в]оля была. Затем ст[рана мо]ей стала» [10, с. 16]. Территория покоренных племен была выделена в отдельную XV сатрапию и в качестве таковой вошла в состав могучей персидской державы.

  • Прим: Дарий I - царь (522-486 гг. до н.э.) государства Ахеменидов. Начало его правления ознаменовано многочисленными восстаниями. Против пришедшего к власти в результате заговора Дария подняли мятежи Персия, Мидия, Элам, Маргиана, Саттагидия, сакские племена Средней Азии, Вавилония, Египет. В течение года, подавив восстания, Дарий восстановил империю Кира II и Камбиза I прежних границах. В 519 г. до н.э. покорил саков-тиграхауда, в 519-512 гг. до н.з. захватил Фракию, Македонию, северо-западную часть Индии, образовав первую в истории мировую державу.

Поскольку новые подданные Дария отказывались выплачивать регулярную дань повелителю, в 518 году до нашей эры он решил наказать их, еще раз предприняв поход против саков, вновь обернувшийся для персов существенными потерями. По сведениям древнегреческого историка Полнена во время этого нашествия сак по имени Ширак, специально изуродовав сам себя, представился персам обиженным соплеменниками, вошел к ним в доверие и, вызвавшись быть проводником, завел врагов в безводную пустыню, где и встретили ужасную смерть большинство участников похода.

С этого времени саки становятся активными участниками мировых исторических событий. Они являли собой грозную силу, их боевые качества были общепризнаны. В составе разноязыкого персидского войска они воевали против мидийского царя Креза. При Дарии I саки входили в царскую гвардию «десять тысяч бессмертных», принимали участие в греко-персидских войнах. Сакская конница прекрасно зарекомендовала себя в битве при Марафоне в 490 году до нашей эры, отчаянно, но безуспешно пытаясь склонить чашу весов в сторону персов. В битве при Фермопилах в 480 году до нашей эры саки в составе войска Ксеркса сражались против проявлявших чудеса храбрости спартанцев царя Леонида. Военная выучка сакских воинов ярко проявлялась не только в единоборствах. Тяжелая панцирная кавалерия разваливала боевые порядки врага, а довершали дело конные лучники, боевые секиры и акинаки легкой кавалерии.

Следующая страница героической истории саков связана с именем великого македонского царя Александра. Как известно, в 331 году до нашей эры в битве при Гавгамелах Александр Македонский (Искандер Зуль-Карнайн - Двурогий, как звали его на Востоке), ученик древнегреческого философа Аристотеля, разгромил армию Дария III Кодомана - последнего представителя династии Ахеменидов - и стал властелином уже поистине гигантской державы.

Сам он решил основать на реке Танаисе (имеется в виду река Сырдарья) город, назвав его своим именем. Место это показалось ему подходящим для города, который «станет расти, будет превосходно защищен от возможного нападения скифов и станет для страны оплотом против набегов живущих за рекой варваров...» [10, с. 16-17].

Несмотря на все усилия Искандера Двурогого, саки, жившие за Сырдарьей, сумели сохранить свою независимость и фактически остановили продвижение македонян на восток. Известно имя Спитамена - вождя саков, который три года вел партизанскую войну с македонянами. Однако часть саков выступили союзниками Александра в его походе на Индию.

Таким образом, письменные источники, содержащие сведения о саках, можно разделить на три типа. Первый - это самые ранние, основанные на древнеперсидских надписях и сведениях Геродота. Второй - греческие источники периода походов Александра Македонского и его наследников. Третий включает сведения греческих и латинских ученых, основанные на сообщениях своих современников, так или иначе соприкасавшихся с миром центральноазиатских стран и народов. По времени к этому типу источников присоединяются свидетельства китайских путешественников и исследователей [50, с. 33-34]. ,

В эпоху саков завершается становление скотоводческого хозяйства. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени находились «цари», обладавшие немалой властью. Они решали вопросы войны и мира, отправляли послов, заключали союзы, возглавляли войска. Существовал «царский» род, из которого происходили наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-племенная аристократия. В эпоху саков сформировались особенности номадов Великой степи, отличавшие их от других народов Востока. Здесь не было чиновников, характерных для земледельческих цивилизаций. Основную роль в управлении обществом играли родовые предводители. Каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.

Скопления сакских могильников обнаружены в долинах рек Сырдарья, Или, Талас, Чу, Лепсы, Иссык, Чилик, Чарын, в долинах Кегеня и Нарынкола. Например, могильник Жуантобе на левом берегу Или состоит из 300 курганов, Берккаринский на реке Талас - из 500 курганов. Знаменитый Бесшатырский могильник на правом берегу Или состоит из 31 кургана, среди которых выделяется Большой Бесшатырский курган диаметром 104 м и высотой 17 м. Насыпь его имеет форму усеченного конуса, диаметр плоской вершины составляет 32 м.

Наиболее известный памятник этой эпохи - курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из более чем 40 курганов. Его открытие произошло в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой более 7 м было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное концом IV - III веком до нашей эры. По определению антропологов, захороненному в кургане Иссык было 17-18 лет, по физическому типу он принадлежал к сакам. Одет он был в богато расшитую золотом парадную одежду. На голове высокий - 65-70 см - конической формы головной убор, украшенный золотыми пластинами разных форм и размеров. Всего на головном уборе размещалось около 150 украшений, изображающих барсов, таутеке, архаров, лошадей, птиц. Передняя часть головного убора декорирована изображениями двух крылатых лошадей с козлиными рогами. Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов, а во всей одежде, головном уборе и обуви насчитывалось около четырех тысяч золотых блях и пластин. Археолог К. Акишев относит погребенного к числу саков тиграхауда. Среди находок наиболее важной представляется двухстрочная надпись из 26 знаков неизвестного руноподобного, очевидно, алфавитного письма на серебряной чаше. Памятники сакского времени широко представлены во всех частях Казахстана - на западе, севере, востоке. Например, в Центральном; Казахстане культура того периода получила название тасмолинской по месту наиболее крупных археологических раскопок в урочище Тасмола. Основой ее выделения среди других послужил особый тип памятников - «курганы с усами», «курганы с каменными грядами».

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль», сложившийся в VII-VI веках до нашей эры и получивший распространение среди племен Сибири, Казахстана, Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Многие элементы материальной культуры саков стали достоянием современных народов. От саков заимствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым восходят брюки и пиджак, составляющие основу современной мужской и женской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная островерхая шапка - прообраз казахского «калпака».

Таким образом, сакские племена Казахстана были потомками андроновцев.

Этот вывод подтверждают археологи, проводящие линии связей между андроновской и сакской культурами, а также антропологи, установившие генетическую преемственность населения сакского времени от населения эпохи бронзы.

Эпоха саков показывает, что Великая степь - степная часть Центральной Азии - представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Эта цивилизация Великой степи синтезировала в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций. G одной стороны, она появилась подобно тому, как возникли речные очаги цивилизации в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхэ, то есть в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии - Амударья, Сырдарья и реки Семиречья. С другой - этот очаг цивилизации расположен на стыке Европы и Азии, так же, как возникли перекресточные очаги цивилизации на континентальных перекрестках - в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации с момента возникновения отличался этнокультурной подвижностью своих элементов, но вместе с тем и устойчивостью изначальной цивилизационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами.




Источник:
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебник для вузов, 2011 г.

Последнее обновление: 11.05.2016 г. в 09:23
Просмотров страницы: 522757





Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 6 • Время генерации страницы: 0.009 сек.
Яндекс.Метрика