
Раздел 10 НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН
10.1. Возрождение государственной независимости. Этапы становления суверенитета. Основные направления развития Республики Казахстан. (1991-2005)
Реальное становление независимости Казахстана началось 16 декабря 1991 года с принятия Конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» и объявления этой даты Днем независимости. После распада Советского Союза все ранее входившие в него республики оказались на одной стартовой черте в своем самостоятельном развитии. Эта стартовая черта на самом деле стала многомерной нулевой точкой оси координат по всем четырем направлениям с плюсами и минусами. Другими словами, после распада Союза все без исключения постсоветские республики провозгласили самые современные ориентиры своего развития, выбрали практически одинаковые, самые передовые, прогрессивные формы государственного устройства. Декларировали свою приверженность демократии, гуманизму, общечеловеческим ценностям. Но на деле на сегодняшний день результаты их развития получились разные. На крутом повороте истории немногим удалось в него вписаться и дальше продолжать движение в русле глобальных достижений. Кто-то вылетел на ее обочину, кто-то задержался на старте, а кто-то и вовсе попятился назад. Это яркий пример того, какую решающую роль в общественном развитии играют политическая культура населения, позиция элиты, дальновидность и воля лидера. С чего же начал Казахстан свое движение к суверенитету? В первую очередь надо было заново создать свою собственную экономику, поскольку в основе советской экономики лежал принцип директивного управления и диктат союзного Центра. Почти половина промышленности Казахстана находилась в ведении союзных министерств. Союзные министерства не учитывали интересы республики. Очень показательны рассуждения М. Олкотт, известного американского специалиста по Центральной Азии, автора книги «Казахи» (1987 г.), о выборе моделей своего развития в молодых независимых республиках Центральной Азии. В 1992 году она писала, что Узбекистан чаще всего брал за образец «турецкую модель» развития экономики и «китайскую». Таджикистан решил принять в основном «персидскую модель». Туркменистан выбрал вариант «иранской модели». Кыргызстан, который получил наиболее тяжелый удар переходного периода, исходя из того, что Турция готова была оказать ему помощь, принял «турецкую модель». О Казахстане М. Олкотт сообщала следующее: «Из всех руководителей региона казахский Президент Назарбаев был менее всех расположен принять одну какую-либо модель развития. Он также пережил этап поиска иностранного опыта, прямо применимого к условиям Казахстана - Южная Корея, затем Турция и, наконец, рыночная экономика по образцу американской. В настоящее время Назарбаев очевидно понял, что ответ на вопрос о развитии Казахстана лежит в самом Казахстане». М. Олкотт подчеркивала, что Н. Назарбаев при этом постоянно повторял, что Казахстан должен превратиться в многонациональную республику с политическим плюрализмом и ориентированной на рынок экономикой» [74, с. 57-58]. Со временем данный подход реализовался в интегрированном феномене, известном во всем мире как «Казахстанский путь». В тот сложный период, несмотря на необходимость политических преобразований, развития и укрепления демократических норм, важность межэтнических отношений в многонациональном Казахстане, главные усилия были брошены на развитие экономики. Это выразилось в формуле переходного периода, провозглашенной Президентом Н.А. Назарбаевым: «Сначала экономика, потом политика». Поэтому проводя политические, социальные, культурные преобразования, необходимо было прежде всего возродить экономику, поднять жизненный уровень населения. Поскольку в начале независимости и без того сложную картину социально- экономического положения Казахстана значительно усугубил распад Союза, тяжелейшими последствиями которого стало крушение экономических, транспортных, гуманитарных связей, оборвавшихся в одночасье. Ведь за годы советской власти Казахстан стал частью Союза и был тесно связан с соседями. Например, Южный Казахстан получал электричество из Кыргызстана, а Северный Казахстан был включен в энергетическую сеть Сибири. В результате промышленная экономика Северного Казахстана была гораздо теснее связана с регионами Сибири, чем с собственным Югом. С распадом Союза рухнули все эти связи и коммуникации. Последствиями распада Союза стали политическая неизвестность и экономическая изоляция. М. Олкотт писала, что экономика республики находилась в трудном положении, цены быстро поднимались, товаров не хватало. Средства массовой информации были заполнены сообщениями о скоплениях грузов на станциях железных дорог и отменах авиарейсов. Нервы у людей не выдерживали, констатировала она [74, с. 58]. Тяжелым наследием советского времени в Центральной Азии были межэтнические отношения. Здесь каждая республика была скроена так, что кыргызы, узбеки и таджики, как и узбеки, туркмены и казахи имели территориальные претензии друг к другу, а русское население составляло большой процент их жителей. Кроме того, к началу обретения независимости ситуация в сфере межэтнических отношений в самом Казахстане выглядела следующим образом. Государство-образующая нация - казахи - находилась в положении, когда национальная государственность в виде существовавшей в советский период Казахской ССР носила формальный характер, и надо было наполнить ее реальным содержанием. В численном отношении казахи на своей исконной земле составляли менее 40%. Казахский язык был практически под угрозой утраты его общественного функционирования. Основная часть жителей Казахстана говорила на русском языке. Русское население проживало преимущественно в городах, было занято, главным образом, на промышленных предприятиях. Подавляющее большинство представителей других этносов фактически находились на периферии социально-экономической, культурной и политической жизни. Вся эта картина резко изменилась с началом суверенитета. Было создано независимое государство - Республика Казахстан. Казахский язык обрел статус государственного. Русский язык получил статус официального языка, этносы были соответственно представлены во всех элементах социальной и политической структурах общества. В декабре 1991 года начался сложный процесс создания Содружества Независимых Государств (СНГ). Сначала 8 декабря в г. Минске (Беловежская пуща) главами государств Республики Беларусь, Российской Федерации (РСФСР) и Украины было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств». В нем говорилось о том, что названные выше государства, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Вместе с тем, «основываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, стремясь построить демократические правовые государства. Высокие Договаривающиеся стороны образуют Содружество Независимых.Государств» [82, с. 99, 100]. То есть это Соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ. Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана на встрече в г. Ашхабаде проанализировали беловежское Соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества. И, наконец, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав 11 независимых государств, входивших в состав бывшего Союза ССР, был подписан «Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств», подписанному в г. Минске. В нем, в частности, говорилось: «Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств» [82, с. Л 03]. В тот же день была принята Алма-Атинская Декларация об образовании СНГ. В ней декларировалось, что страны, образовавшие СНГ, стремятся построить демократические, правовые государства, «отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права» [82, с. 103,104]. Согласно Уставу СНГ, взаимодействие участников Содружества осуществляется через общие координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Такими органами являются Совет глав государств, Совет глав правительств. В этих органах каждое государство имеет один голос, а решения принимаются с общего согласия - путем консенсуса. Совет глав государств собирается 2 раза в год, а Совет глав правительств - 4 раза в год, но могут проводиться внеочередные или совместные заседания этих органов. Постояннодействующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет, он формируется из заместителей глав правительств. Также в рамках Содружества был создан и действовал такой орган, как Межпарламентская ассамблея (МПА). 2 марта 1992 года Казахстан стал полноправным членом ООН, был признан мировым сообществом. 5 октября того же года Президент Н.А. Назарбаев выступил на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В своей речи «Великодушие каждой страны - залог благополучия планеты» он выдвинул инициативу Республики Казахстан по проведению Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Смысл ее состоял в том, чтобы создать в Азии структуры по типу СБСЕ в Европе [67, с. 85, 86]. Забегая вперед, следует подчеркнуть, что 14 сентября 1999 года в Алматы состоялась первая встреча руководителей, внешнеполитических ведомств государств-участников СВМДА, они подписали Алматинскую «Декларацию принципов, регулирующих отношения между государствами - членами СВМДА» [105]. Эта Декларация провозгласила следующие принципы отношений между членами данной организации: суверенное равенство, уважение прав, присущих субъекту; неприменение силы и угрозы силой; территориальная целостность государств-членов; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; разоружение и контроль над вооружением; экономическое, социальное и культурное сотрудничество; права человека и основные свободы. Данная встреча и принятая на ней Декларация стали значительной вехой в современной истории, ведь, как отмечалось на встрече, 3,5 млрд. людей (более половины человечества) проживают в Азии, здесь производится 55% мирового ВНП, сосредоточено 40% мировой торговли. И такой регион остается крайне нестабильным. Лейтмотивом встречи были слова: «Время подтвердило актуальность казахстанской инициативы!». Декларацию подписали представители 16 государств Азии [104]. 4 июня 2002 года в Алматы состоялся Первый саммит руководителей стран - участников СВМДА на высшем уровне: Афганистана, Азербайджана, Египта, Китая, Индии, Ирана, Израиля, Кыргызстана, Монголии, Палестины, Пакистана, России, Таджикистана, Турции, Узбекистана. В работе форума принимали участие организации: ООН, ОБСЕ, Лига арабских государств, страны-наблюдатели: Австралия, США, Индонезия, Япония, Таиланд, Вьетнам, Украина, Республика Корея. Председательствовал на саммите Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. На встрече были приняты Алматинский акт и Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями [112]. Став полноправным членом ООН, Казахстан активно включился в деятельность ее организаций, таких как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЭКОСОС, УВКБ и др. Начал сотрудничать с целым рядом крупных международных организаций: Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). С самого начала суверенитета Казахстан определил свою внешнюю политику как многовекторную. Стал активно участвовать в интеграционных процессах в рамках Организации экономического сотрудничества (ОЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Центрально-Азиатского экономического союза (ЦАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов. Это 1989-1990 годы, когда происходило углубление социально-экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречий, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой. В это время был принят Закон «О языках в Казахской ССР», учрежден пост Президента в Казахстане. Следующий этап - это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 года до распада Советского Союза в декабре 1991 года. В этот период происходят активные выступления руководства страны за экономическую самостоятельность; нарастает радикализация деятельности различных политических организаций, партий и движений; создаются национально-культурные центры. Затем идет этап, ознаменованный Законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, он длился до конца 1992 года. В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финасово-кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение государственных символов Республики Казахстан. В мае 1992 года была опубликована «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», в которой Президент Казахстана Н. Назарбаев писал: «Мы отказались от строительства «светлого будущего» по туманным проектам марксизма-ленинизма»; Но это не означает, что отсутствует перспектива. «Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество». Концептуальная модель развития Казахстана предусматривала создание общества открытого типа, демократического, миролюбивого государства, «в Казахстане будет не либеральный или народный капитализм, не истинный или модернизированный социализм, а просто нормальное демократическое общество с многоукладной рыночной экономикой». Далее следовала характеристика Казахстана, специфика которого состоит в том, что он обладает «чертами как развитой страны (всеобщая грамотность населения, широкая сеть научно-исследовательских учреждений, космические исследования), так и развивающейся (сырьевая направленность экономики, экологическая загрязненность многих регионов, потребность в иностранных инвестициях и импорте новых технологий, отставание инфрастуктуры)». К тому же Казахстан отличает «гипертерриториальность, его внутриконтинентальное расположение, огромные запасы природных ресурсов, пестрый этнический состав населения» [66, с. 32,36,56]. Как уже отмечалось, 2 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН.
Государственный герб (авторы Ж. Малибеков, Ш. Валиханов), согласно вышеназванному Указу, представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки в обрамлении крыльев мифических коней. В верхней части герба помещена пятиконечная звезда, а в нижней - надпись «Қазақстан». В цветном изображении - два цвета: золотой и сине-голубой. Шанырақ - верхняя сводчатая куполообразная часть юрты, напоминает небесный свод, символизирующий собой отчий дом, мир, вселенную. Конь - это спутник жизни кочевников, с ним тесно связана вся их хозяйственная и духовная деятельность. А конь с крыльями и рогами означает устремления к сильному, процветающему государству. Пятиконечная звезда выражает стремление казахстанцев присоединиться к сообществу государств и народов всех пяти континентов Земли. Государственный гимн (авторы музыки М. Тулебаев, Е. Брусиловский; Л. Хамиди; слова М. Алимбаева, К. Мырзалиева, Т. Молдагалиева, Ж. Дарибаевой) состоял из трех куплетов и припева. В первом куплете отражено историческое прошлое Казахстана, во втором - его современность и в третьем - перспектива. В припеве звучала идея единения народов Казахстана. В январе 2006 года парламент утвердил новый Государственный гимн Республики Казахстан (автор музыки Ш. Калдаяков, слова Ж. Нажимеденова и Н. Назарбаева). 29-30 сентября 1992 года в Алматы прошел I Всемирный курултай казахов, в котором приняли участие 800 делегатов из 33 стран мира. На нем была создана Всемирная ассоциация казахов. На I Всемирном курултае казахов отмечалось, что, во-первых, «смысл и цель курултая - поделиться сокровенными размышлениями о будущем развеянного по всему миру казахского народа». Здесь ставилась задача определить отношение молодого независимого государства к казахам, проживающим за рубежом. Во-вторых, подчеркивалось, что казахская диаспора - это представители единой казахской нации. «Всем им свойственна и всех связывает неистребимая, незабываемая тоска по отчему краю», отмечалось в материалах курултая. В-третьих, диаспора надежно сохраняет этническую самобытность, это, в частности, подтверждает «трогательное отношение зарубежных казахов к национальным традициям. Ну а то, как казахи зарубежья почитают родной язык, в любых условиях сохраняют его, является предметом нашей особой национальной гордости». В-четвертых; в выводах Всемирного курултая подчеркнуто, что «Казахстан как цивилизованное государство, признающее международные соглашения, поддерживающее политику невмешательства, в состоянии удовлетворять все нужды и запросы своих соотечественников лишь на основе двусторонних договоров с государствами, в которых они проживают». Также в-выводах содержалось положение о том, что суверенный Казахстан намерен и в дальнейшем учитывать интересы своих зарубежных соотечественников. Одним из решений на курултае было положение о том, что Казахстан будет стремиться «создать такие условия, чтобы каждый казах, где бы, в какой бы стране он не жил, чувствовал себя полноправным представителем своей нации». Вместе с тем Президент Казахстана Н. Назарбаев сказал: «Мы считаем принципиально важным принимать меры по сохранению и развитию казахского этноса без ущемления прав других наций и народностей и не за их счет». Была создана Всемирная ассоциация казахов, основная ее задача - это установление связей с этническими казахами, проживающими за пределами исторической родины, в духовно-культурной, научно-образовательной и предпринимательской сферах. Реализуемые ею проекты можно сгруппировать в двух направлениях - духовнокультурном и экономическом. В процессе их реализации используются разнообразные методы работы. Это организация научно-теоретических и научно-практических конференций, международных симпозиумов, «круглых столов» и совещаний по актуальным вопросам казахской диаспоры, а также творческих вечеров, выставок (книжных, художественных, прикладного искусства и т.д.), творческих и спортивных фестивалей и др. Практикуется организация малых курултаев за рубежом. В декабре 1992 года состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационального согласия и политической стабильности. С принятием первой Конституции независимого Казахстана в январе 1993 года начался очередной этап, который завершился в марте 1995 года. Среди значительных событий в жизни суверенного государства того времени следует назвать введение национальной валюты в соответствии с Указом Президента Н:А. Назарбаева от 12 ноября 1993 года. Отныне на территории страны «единственным законным платежным средством» становится тенге. В целом же в течение указанного периода значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности. 29 марта 1994 года во время первого официального визита Президента Республики Казахстан в Российскую Федерацию на встрече с профессорско- преподавательским составом и студентами Московского государственного университета Н. А: Назарбаев впервые высказал предложение об евразийстве, как о проекте стратегического курса взаимоотношений государств Центральной Азии с Россией и другими бывшими советскими республиками, определяющем принципы, механизмы и геополитические контуры этих взаимоотношений. Спустя 10 лет, 2 апреля 2004 года, в Астане в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева состоялась международная конференция «Евразийство: от идеи к практике». На ней подчеркивалось, что за 10 лет после провозглашения идеи евразийства мир сильно изменился. В новом столетии появились новые угрозы и новые вызовы, новые риски и новые возможности. Тем более удивительным остается тот факт, что идеи, положенные в основу евразийства, сохранили свою актуальность. Они наполняются новым содержанием. Интеграция новых независимых государств - процесс объективный, не противоречащий принципам самостоятельности каждого суверенного государства. Евразийская общность сложилась и укоренилась исторически [124]. В марте 1995 года начался новый этап. Он связан с тем, что Конституционный суд Республики Казахстан признал нелигитимность полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан, и он был распущен. Важным событием этого времени, стало создание Ассамблеи народов Казахстана. В сложный период начала независимости Президент Н. Назарбаев на Первом Форуме народов Казахстана 14 декабря 1992 года высказал идею объединения всех национально-культурных, центров в единую организацию - Ассамблею народов Казахстана. Исторически сложилось так, что представители самых разных этносов обрели здесь свою родину. А поскольку Казахстан - государство унитарное, нужен был механизм гармонизации межэтнических отношений. 16 февраля 1995 года Президент Н.А. Назарбаев встретился с руководителями национальных культурных центров. На этой встрече отмечалось, что после распада СССР в некоторых постсоветских государствах вспыхнули вооруженные конфликты на межнациональной и этнической почве, которые унесли десятки тысяч жизней, оставили без крова и пристанища сотни тысяч людей - вынужденных беженцев и переселенцев, осиротевших детей (Прим: По данным Управления Верховного, Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), по¬сле распада СССР в течение первых десяти лет подверглось миграции до 9 млн. человек, что стало самым массовым перемещением людей в этом регионе со времен окончания Второй мировой войны [79.с.304]). К счастью, Казахстан миновали подобные трагические события благодаря проводимой политике межнационального согласия и мира. В этом немалая заслуга национальных культурных центров, за что Президент республики тепло поблагодарил их представителей. Далее Н.А. Назарбаев отмечал, что для сохранения и дальнейшего укрепления межнационального согласия в республике назрела необходимость создать новый общественный институт - Ассамблею согласия и единения народов Казахстана как консультативный и совещательный орган при Президенте. Среди ее основных задач были выделены следующие: духовное возрождение и развитие всех этносов Казахстана; формирование культуры межнациональных отношений, основанных на цивилизованных, демократических принципах, на уважении интересов разных народов и этносов в государственной национальной политике. При этом приоритетными должны были стать поиск политических компромиссов при разрешении возникающих противоречий и проблем, экспертиза законодательных актов, затрагивающих национальные интересы. Этнокультурные объединения - это форма самоорганизации этносов в полиэтничном Казахстане. Внутри этих организаций этносы практически реализуют свои потребности в сохранении и развитии самобытности, истории, культуры, языка, обычаев и традиций. Но для консолидированного представления и выражения интересов всех этносов в масштабе всего государства необходим был единый специальный орган, им стала Ассамблея народов Казахстана (АНК). Сразу же после этой встречи в областях республики развернулась работа по подготовке Первой сессии Ассамблеи народов Казахстана; Во всех областях были созданы малые ассамблеи, от них было избрано 260 делегатов на Первую сессию, которая начала свою работу 24 марта 1995 года в Алматы. В ее состав вошли представители 40 национальных культурных центров [43, с. 199, 200]. Данная сессия Ассамблеи народов Казахстана, как консультативного и совещательного органа при Президенте в условиях роспуска Верховного Совета республики, выдвинула инициативу о проведении всенародного референдума о продлении полномочий Президента. Референдум состоялся 29 апреля, по его результатам 95,4% избирателей проголосовало за продление полномочий Н.А. Назарбаева до 1 декабря 2000 года [103]. Создание в Казахстане АНК означало выход национальной политики в республике на уровень ее институциализации. Жизнь показала, что Ассамблея народа Казахстана стала полноценным и эффективным институтом гражданского общества, одним из инструментов цивилизованного осуществления в республике политики консолидации всех этносов Казахстана. В дальнейшем укреплялась материальная база АНК, 1 сентября 2006 года глава государства Н.А. Назарбаев принял участие в торжественном открытии Дворца мира и согласия – уникального сооружения в виде 77-метровой пирамиды, расположившейся на искусственном холме в новом административном центре столицы. Идея о возведении Дворца мира и согласия была высказана Н.А. Назарбаевым на Первом съезде лидеров мировых и традиционных религий, состоявшемся в 2003 году в Астане, и спустя три года воплощена известным британским архитектором Норманом Фостером. В 2007 году были заложены непосредственные предпосылки качественно нового этапа. В том году впервые в истории независимого Казахстана были избраны депутаты от Ассамблеи в Мажилис парламента. Проведённая конституционная реформа усилила статус и полномочия Ассамблеи народа Казахстана. Она стала одним из основных институтов казахстанской демократии, а межнациональное согласие - одним из главных принципов демократического конституционализма. Суть этого процесса отражает новое название Ассамблеи - Ассамблея народа Казахстана, так она стала именоваться с 2007 года. Следующим этапом в развитии АНК стал принятый 28 октября 2008 года Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана». Закон регламентирует порядок формирования и организацию работы Ассамблеи народа Казахстана, направленной на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан. Согласно Закону, структуру Ассамблеи составляют сессия Ассамблеи, Совет Ассамблеи, аппарат (секретариат) Ассамблеи, ассамблеи областей. Высшим руководящим органом Ассамблеи является собрание членов Ассамблеи. Сессия созывается Президентом Республики Казахстан не реже одного раза в год. Помимо девяти депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей с 2007 года, АНК представлена теперь и в Сенате, поскольку шесть депутатов в нем назначаются Президентом после консультаций с Ассамблеей. В результате почти десятой части депутатов парламента отведена ключевая роль в обеспечении реализации интересов этносов. АНК располагает информационными ресурсами: это республиканские научно- информационные, художественно-публицистические журналы на казахском и русском языках «Достық-Дружба», «Менің елім». Деятельность АНК освещается в программе «Менің ?азаҚстаным» («Мой Казахстан») на телеканале «Казахстан», Ассамблея опирается на СМИ этносов Казахстана, создан клуб журналистов. Для научного сопровождения деятельности АНК создан Научно-экспертный совет Ассамблеи (НЭС), объединяющий более 60 ученых и аналитиков. И, наконец, утверждена Доктрина национального единства Казахстана как идеологическая платформа деятельности АНК. 30 августа 1995 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В декабре этого же года состоялись выборы в двухпалатный Парламент Казахстана. Своеобразным подведением итогов пятилетнего развития независимого Казахстана стала книга Н.А. Назарбаева. «На пороге XXI века» (Алматы, 1996). В ней Президент страны в первом разделе «Вспоминая недавнее прошлое» проанализировал причины распада СССР. Во втором разделе «Определение пути» показал, как шел сложный процесс «поиска универсальных рецептов» развития страны, как в теории и на практике проходила модернизация политической системы РК, и как Казахстан совершил путь «от парламентских кризисов до новой Конституции». В разделе книги «Между Востоком и Западом» Н.А. Назарбаев подробно раскрыл историю формирования внешней политики Республики Казахстан. В октябре 1996 года было опубликовано первое официальное послание Президента народу Казахстана. И с этого времени закрепилась традиция, характерная для многих президентских республик. Послание Президента - это программный документ, который содержит оценку текущей ситуации и намечает ориентиры на перспективу. В 1997 году было опубликовано Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В нем содержался подробный анализ положения республики на текущий момент, была раскрыта «миссия Казахстана», а также изложены такие «долгосрочные приоритетные цели», как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций. На данном этапе произошел перенос столицы из Алматы в Акмолу. По этому поводу Президент, Премьер-министр, Председатель Сената Парламента и Председатель Мажилиса Парламента обратились с Воззванием к народу (см. Казахстанская правда. 1997, 11 дек.). В нем говорилось, что с 10 декабря 1997 года Акмола является столицей нашего государства. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. В документе подчеркивалось: «Казахстан - евразийская страна, Акмола - один из географических центров Евразийского материка». Кроме того, указывалось, что она наиболее полно соответствует всем параметрам требований, предъявляемых к городам при выборе столицы государства. А заканчивалось Воззвание словами: «В драматической истории XX века мы впервые приняли самостоятельное решение о столице своего государства. И на пороге XXI века заявляем о своем собственном выборе - новой столице под светлым небом древней Сарыарки». 6 мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану. На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность. Чтобы преодолеть их и занять достойное место в человеческом сообществе, необходимо было решать задачи реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли, создания социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; проведения приватизации собственности, либерализации цен, продуманной инвестиционной политики; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки. В современном мире, начиная с 1990 года, Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) стала выпускать глобальные отчеты по вопросам человеческого развития. Критерием нового измерения социально-экономического прогресса был взят индекс человеческого развития (ИЧР). ИЧР определяется по целому ряду показателей: доход на душу населения; состояние здоровья, окружающей среды, продолжительность жизни; образование, доступ к информации. Если их сгруппировать, то получится, что главными индикаторами ИЧР являются экономика, здравоохранение, образование. Первый выпуск Отчета по человеческому развитию в Казахстане был опубликован в 1995 году [42, с. 2]. . По данным ПРООН после распада СССР в Казахстане произошло падение ИЧР, в частности, в 1991 году структура этого снижения выглядела следующим образом - на 84% из-за экономического спада, 13% - за счет снижения продолжительности жизни и 3% за счет снижения уровня образования. С середины 1990-х годов начался его подъем. Как же происходил подъем ИЧР в Казахстане? По классификации ПРООН, страны, имеющие уровень ИЧР, ниже 0,5 - это слаборазвитые страны в социально-экономическом отношении. К ним отнесены в основном страны Экваториальной Африки, небольшие островные государства, Пакистан и Индия. Страны, в которых ИЧР находится в границах от 0,5 до 0,799, относятся к странам среднего уровня развития. И, наконец, страны, где ИЧР составляет 0,8 и выше - это высокоразвитые страны. В эту категорию входят индустриально развитые страны, а также страны с богатыми ресурсами, например страны - экспортеры нефти. Так вот, в 1996 году в Казахстане ИЧР составил 0,7, а, например, этот показатель в Атырауской области составлял 0,813, в Мангыстауской - 0,835, в г. Алматы - 0,844 [108, с. 17-20]. Это свидетельствует об улучшении социально-экономического развития Казахстана, которое стало ощутимым с середины 1990-х годов. |