закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
История Казахстана
Раздел 10       НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН

10.11 Возрождение государственной независимости. Этапы становления суверенитета. Основные направления развития Республики Казахстан. (1991-2005) (продолжение)

В 1999 году вышла в свет книга Н.А. Назарбаева «В потоке истории». В ней говорится: «Мы строим полиэтническое государство с равными правами и возможностями для всех. В этой роли Президент страны, как гарант Конституции, несет ответственность перед всем народом Казахстана, перед всеми 130 национальностями и народностями» [69, с. 4-5]. «Побудительным толчком обращения - отмечает Президент страны - к некоторым фундаментальным урокам прошлого послужила задача «суметь вписать» огромное «тело» национальной культуры на очередном крутом вираже в «полотно» истории. В то же время движение на этой огромной и динамичной «магистрали современности не позволяет пользоваться архаичными методами. Иначе в поисках прошлого можно утерять будущее»[69, с. 5].

Книга включает в себя освещение следующих ключевых проблем прошлого и современного Казахстана: сохранение своего национального «я»; Казахская степь - часть Великого Тюркского Эля; культурная перспектива; наследие Алаш и современность; о национальной идентичности; тоталитарное и национальное; независимые государства Центральной Азии и уроки истории; кольца истории и национальная память.

В 1999 году в Казахстане была проведена первая перепись населения в условиях суверенитета. За годы Советской власти значительно усилились тенденции уменьшения доли казахов в Казахстане, с одной стороны, и роста численности русского населения - с другой, а также увеличения его полиэтничности в целом. Так, по данным последней, советской, переписи населения 1989 года, накануне распада Союза, доля казахов в общей сумме населения Казахстана составляла 39,7%, русских -37,8%, других этносов-22,5%.

Здесь важно подчеркнуть, что этнический состав населения в том виде, в каком он непосредственно достался в наследство суверенному Казахстану, в главном и основном сложился за годы советской власти. Это происходило в результате различных форм - принудительной миграции, включая и такую ее жестокую форму, как депортация. Подавляющее большинство этносов, проживающих в Казахстане, появились на его территории в сложных условиях стресса вынужденной миграции. Всех их встречала гостеприимная казахская земля и великодушный казахский народ, который сам находился в тяжелейших условиях тоталитарного строя; он, переживший великий голод «малого октября», делился хлебом и кровом, оказывал помощь и поддержку, давая переселенцам возможность не просто выжить, но и сохранить свою самобытность, поверить в будущее. Благодарные этносы помнят об этом, и эта память образует консолидирующее начало единства народа Казахстана.

Перепись населения 1999 года показала, что со времени предыдущей переписи 1989 года население страны уменьшилось на 1 246 023 человека и составило 14 953 131 человек против 16 199 154. Вместе с тем численность казахов за эти 10 лет увеличилась на 22,9% с 6 496 858 человек до 7 985 039, то есть, на 1 488 181 человек. А их удельный вес в общей массе населения вырос с 40,1 до 53,4% [57, с. 11].

Очередная перепись населения в стране проводилась в 2009 году. Этническая численность населения Республики Казахстан по итогам переписи 2009 года была следующей: общая численность - 16 004,8 тыс., из них: казахи - 10 098,6; русские - 3 797,0; узбеки - 457,2; украинцы - 333,2; уйгуры - 223,1; татары - 203,3; немцы - 178,2 и другие этносы - 714,2 тыс.

1999 год стал важной вехой в развитии демократических процессов в Казахстане. Именно тогда впервые была введена пропорциональная система выборов в Парламент, в нижнюю палату. В Мажилисе Парламента республики из 77 мест 10 было выделено для выборов по пропорциональной системе. Политические партии впервые получили возможность напрямую участвовать в борьбе за депутатские мандаты. По партийным спискам было зарегистрировано 84 кандидата. В выборах приняли участие 9 партий: Народный конгресс, Возрождение Казахстана, Республиканская политическая партия труда, Республиканская партия «Отан», Коммунистическая партия, Демократическая партия «Азамат», Гражданская, Аграрная, Национальная партия «Алаш».

Победителями при голосовании по списку стали следующие партии. Партия «Отан», которая была создана в феврале 1999 года на учредительном съезде в г. Алматы на основе общественного штаба по поддержке кандидата в президенты Н.А. Назарбаева, набрала 30,89% голосов и заняла 4 депутатских места в Мажилисе (Прим.: 12 марта 2004 года в г.: Астане состоялся VI съезд партии «Отан», на котором отмечалось, что эта самая многочисленная партия страны, объединяющая более 300 тыс. граждан Казахстана [122]). Следующей стала Коммунистическая партия Казахстана, образованная в октябре 1991 года. Она набрала 17,75% голосов и получила 2 депутатских места в Мажилисе Парламента. Далее шла Аграрная партия, зарегистрированная в марте 1999 года, она набрала 12,63% голосов и также получила 2 депутатских мандата. И, наконец, Гражданская партия, созданная в ноябре 1998 года на учредительном съезде в г. Актюбинске. Она набрала 11,23% голосов и тоже заняла 2 депутатских места.

2000 год в Казахстане был объявлен Годом поддержки культуры.

В 2001 году в Соединенных Штатах Америки произошли события, всколыхнувшие всю планету и резко повлиявшие на судьбы всего человечества. 11 сентября в 8 ч 45 мин по времени восточного побережья США пассажирский самолет врезался в одно из двух 110-этажных зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (их называли «башни-близнецы»). В 9 ч 03 мин второй пассажирский самолет врезался во второе 110-этажное здание Всемирного торгового центра. А в 9 ч 45 мин еще один самолет рухнул рядом со зданием Пентагона в Вашингтоне. Началась эвакуация служащих из правительственных зданий в Вашингтоне, включая Белый дом и здание Конгресса [107]. Так были совершены потрясшие весь мир террористические акты, ознаменовавшие собой начало борьбы международного терроризма и цивилизованного человеческого сообщества.

Сразу же после событий 11 сентября Президент Казахстана Н.А. Назарбаев от имени народа й себя лично выразил соболезнование Президенту США в связи с трагедией, обрушившейся на народ этой страны [107].

12 сентября утром Президент Н.А. Назарбаев провел встречу с премьер- министром и руководителями силовых ведомств страны и заслушал их отчеты о мерах по усилению безопасности.

В ответ на террористические акты Соединенные Штаты Америки 7 октября 2001 года начали антитеррористическую акцию в Афганистане. Вечером того же дня по поручению Дж. Буша госсекретарь США К. Пауэлл по телефону проинформировал Президента РК Н.А. Назарбаева об этом. Как сказал госсекретарь цель акции - уничтожение сети террористической организации «Аль-Кайеда», ее руководства и военных объектов [109]. Казахстан, говоря словами Президента Н.А. Назарбаева, определил свою позицию так: «Мы, члены антитеррористической коалиции» [71, с. 12].

2001 год был годом 10-летия Республики Казахстан. В рамках подготовки и празднования этой даты в стране произошел целый ряд важных событий. Например, 22 сентября состоялся государственный визит Папы Римского Иоанна Павла II Казахстан. Это было знаменательное событие для всей Центральной Азии, ведь глава Католической церкви обладает репутацией Паломника Мира [108].

16 декабря 2001 года в Астане состоялось торжественное собрание, посвященное 10-летию независимости. На нем в своем выступлении «Десять лет, равные столетию» Президент Н.А. Назарбаев отмечал: «За эти годы, без сомнения, мы прошли путь равный нескольким десятилетиям. Мы живем в многонациональном государстве. В нем труд многих поколений казахстанцев, душа и судьба всех народов нашей страны. Мы добились независимости. Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу независимость. Мы глубоко осознали ее» [110].

2002 год был объявлен Годом здоровья, мероприятия которого предусматривали: медико-профилактический осмотр максимального числа граждан; улучшение санитарно-эпидемиологической ситуации на местах; охват отдыхом и здоровым досугом детей и подростков; укрепление, системы первичной медико-санитарной помощи, усиление борьбы с наркоманией, алкоголизмом, курением; обеспечение действенного нормативно-правового поля сферы здравоохранения [111].

Важным историческим шагом, в реформировании правовой. системы республики стало создание учреждения Омбудсмена.

Идея создания института Омбудсмена руководством государства была поднята еще в 1995 году. Ключевую роль в данном процессе играли Комиссия по правам человека при Президенте РК и Программа развития ООН.

В 1998-1999 годах в Астане и Алматы был организован ряд международных конференций по проблемам прав человека. В этих крупных мероприятиях государственные деятели, ученые-правоведы рассматривали вопрос о возможности создания нового учреждения с учетом национальной специфики нашей страны.

Классическая модель омбудсмена, наиболее распространенная в мире, - это учреждение, наделенное правом проводить проверки по фактам нарушений прав человека и затем выносить официальные рекомендации по устранению последних.

В августе 2002 года Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев произнес речь по случаю 7-й годовщины Конституции РК. В своей речи он отметил существование учреждений омбудсмена в демократических странах и подчеркнул необходимость создания такого учреждения в ближайшей перспективе в Казахстане.

19 сентября 2002 года Указом Президента РК создано учреждение Национального Уполномоченного по правам человека.

Данный институт призван защищать права человека от посягательств государственных должностных лиц, обеспечивать развитие законодательства и правоприменительной практики, разрабатывать и внедрять просветительские программы.

Принципами работы Омбудсмена являются гласность, объективность и беспристрастность. Данные принципы работы Омбудсмена органично закреплены в законодательстве Республики Казахстан - учреждение Омбудсмена соответствует Парижским Принципам о статусе национальных учреждений.

В соответствии с законом Омбудсмен назначается Президентом РК после консультаций с Комитетами Парламента РК. Законодательство устанавливает, что Омбудсмен независим и всякое вмешательство в его деятельность запрещено. Омбудсмен неподотчетен кому бы то ни было, что также является гарантией независимости.

Омбудсмен наделяется широкими полномочиями по защите и поощрению прав и свобод человека. Речь идет не только о правах и свободах граждан РК, но также и о правах и свободах иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся под юрисдикцией Республики Казахстан. В рамках своей деятельности Омбудсмен вправе:

• Принимать меры по должному расследованию нарушений прав человека, например, встречаться в срочном порядке с государственными должностными лицами всех уровней, затребовать и получить всю необходимую информацию, свободно вступать в помещения любого государственного учреждения, в том числе военные части и места задержания;

• Направить свои рекомендации государственным должностным лицам для восстановления нарушенных прав. Государственные должностные лица обязаны ответить в течение месяца относительно принятых мер;

• Опубликовать в официальном порядке в средствах массовой информации свои заключения;

• В случаях, когда Омбудсмен сочтет необходимым обращаться напрямую к Президенту РК, Парламенту РК и Правительству РК;

• Содействовать в развитии законодательной базы в Республике Казахстан и обеспечении ее соответствия международным стандартам;

• Содействовать в развитии международного сотрудничества;

• Поощрять и развивать поощрение в области прав человека путем разработки образовательных программ, информационных мероприятий и других форм деятельности.

Введение института Омбудсмена является показателем того, как государство относится к проблеме защиты прав своих граждан.

В 2003 году в свет вышла книга Президента Н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие». Вот некоторые выдержки из нее: «Образно говоря, картины мира и миропорядка меняются столь быстро, что их художники и эксперты-ценители не успевают размешивать политологические и социологические краски, - и далее Президент продолжил, - чтобы увеличить эту палитру, приходится вводить новые понятия, и самые значительные и распространенные из них - глобализм и международный терроризм» [71, с. 10]. Анализу этих явлений, а также проблемам развития мира и нашей страны в условиях быстроменяющейся обстановки в предстоящем «критическом десятилетии» и посвящена эта книга.

Рассуждая о процессе глобализации, Н.А. Назарбаев подчеркивал, что для одних - «это Новый Вавилон, который еще больше разъединит народы», для других - «это некая Единая Теория Поля, которая позволит объединить и учесть интересы всех сил». Другими словами, «для противников глобализации - это всего лишь новые названия для старых явлений - неоколониализм, неовестернизация, неомодернизация. Сторонники же глобализации приводят существенные аргументы и наглядные доказательства того, что именно глобализация способствует значительному научно-техническому и социальному прогрессу бывших до этого отсталых регионов». Какова же, по мнению Президента, верная позиция в оценке данного явления? По этому поводу он пишет: «Истина, как всегда, где-то посередине» [71, с. 10-11]. Одних глобализация загоняет в «каменный век», другим несет жизненную энергию и растущее процветание. То, как глобализация войдет в нашу жизнь, подчеркивал Н.А. Назарбаев, позитивно или негативно, зависит от, нас самих, нашего осознанного и интуитивного стремления к гармонии и благополучию. Многое, если не все, зависит от, целого ряда факторов - культурного потенциала, исторического традиционализма, экономического состояния, ресурсной базы, национального мироощущения и мировосприятия.

Говоря о международном терроризме, который стремительно и жестко ворвался в наш обиход и межгосударственный язык, Президент отмечал, что это хроническая болезнь организма мирового сообщества, зараженного политическим, социальным и экономическим неравенством. Далее Н.А. Назарбаев писал, что терроризм - это война. «И как во всякой войне, мы члены антитеррористической коалиции» [71, с. 11-12]. 11 сентября 2001 года мир потрясла так называемая «ассиметричная» война. Война между экстерриториальной организацией без регулярной армии с державой мирового уровня. Самым чудовищным и жестоким образом о себе заявила новая геополитическая сила - международный терроризм. Впервые в таком глобальном масштабе люди планеты ощутили присутствие врага, приносящего смерть и разрушение, который в своем черном деле не знает меры: он не признает международного права, его не могут остановить или быть более осторожным государственные границы и он не боится «гарантов мира», какими бы сильными они ни были [71, с. 20-21]. Подробному анализу проблем терроризма и борьбы с ним посвящена глава книги «Империя страха и риторика террора».

Поскольку в современном мире отдельными политологами пропагандируется «целая система доказательств и солидная теоретическая база» о так называемом «столкновении цивилизаций», «войне миров», агрессивном противостоянии между основными религиями, например, между христианством и исламом. «В современных средствах массовой информации и даже в публичных заявлениях отдельных политиков все чаще и настойчивее мелькает понятие, имеющее новый смысл, - это так называемая «исламская угроза» [71, с. 74]. Н.А. Назарбаев, опираясь на исходное, фундаментальное положение о том, «что религия для всех народов - это не средство или мотив для завоевания, это средство и мотив выживания», вторую главу своей книги назвал «В религии экстремизма нет». Как говорится, комментарии излишни.

Следующая глава «Зона особого внимания» посвящена болезненной для современного мира в целом и любого государства в отдельности проблеме - наркомании. Президент привел ужасающие факты: «Сегодня, в начале третьего тысячелетия, 142 миллиона жителей планеты регулярно и активно потребляют марихуану, 30,5 миллиона человек одурманивают себя амфетаминами и синтетическими наркотиками, 13,4 миллиона человек потребляют кокаин и 8 миллионов граждан потеряли всякий человеческий облик в паутине героина и опиатов». Картину усугубляют потребляющие экстази, психотропные препараты и прочие новые наркотики, которые дополняют уже известные - 130 видов наркотических средств, 120 видов психотропных веществ и 18 видов так называемых прекурсоров [71, с. 113-114].

В современном мире «после 11 сентября 2001 года с накалом международной антитеррористической кампании резко возросло значение Каспия» [71, с. 149], который является «треугольником Христа, Мухаммеда и Будды», то есть «областью пересечения всех мировых цивилизаций и религий», кладовой «энерго- и биоресурсов планеты». По оценкам, доказанные запасы нефти на Каспии составляют 4-6 млрд. тонн или 3% мировых запасов. В настоящее время объем добычи нефти здесь составляет 1,5% мирового или 4% объема добычи Ближнего Востока. К 2010 году потенциал Каспия составит 150-200 млн. тонн или 12% мощностей стран Ближнего Востока к тому периоду [71, с. 156-157]. В Каспийском регионе наиболее остро «сталкиваются жизненно важные интересы нескольких «центров силы» - США, России, Китая, Турции, Ирана, стран Персидского залива. Поэтому данной проблеме посвящена специальная глава «Каспий между тысячелетиями». Также в ней Президент рассказал о деятельности в Казахстане компаний «Тексако-Мобил», «Би Пи Амоко», «Шелл», «Шеврон» и других транснациональных корпораций (ТНК) США, Западной Европы, ряда компаний из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. О новых системах международных коммуникаций - ТраСЕКА, Север-Юг, ТАЕ BOЛC, КТК и др.

И, наконец, заключительная глава книги «Пути безопасности» содержит конкретные предложения и меры по реальному и адекватному современным императивам наполнению понятия и феномена «коллективная безопасность».

Важным событием мирового масштаба стала открывшаяся в Алматы 13 февраля 2003 года Первая международная конференция мира и согласия, созванная по предложению Президента Казахстана Н.А. Назарбаева и ставшая реальным воплощением в жизнь его инициатив по практическому продвижению мирового диалога между народами и цивилизациями. На ней глава нашего государства был избран ее председателем. В работе этого форума приняли участие президенты Кыргызстана, Таджикистана, высокопоставленные представители Турции, Азербайджана, Афганистана, дипломаты, руководители религиозных организаций, видные общественные и политические деятели. В адрес конференции и Н.А. Назарбаева поступили послания от президентов США, Турции, Украины, премьер-министра Израиля, ряда сенаторов США.

Н.А. Назарбаев в своем выступлении отметил, что цель конференции - «наладить открытый диалог между представителями разных стран, религий; культур и цивилизаций для того, чтобы в наше сложное время сделать мир более безопасным».

В итоге была принята Совместная декларация участников конференции «К миру и стабильности» [114].

Но март 2003 года принес миру новый виток обострения обстановки. 20 марта в 5 ч 33 мин по московскому времени в Багдаде завыли сирены, раздались первые взрывы. Так началась Иракская война [115]. В связи с началом военных действий в Ираке, в Казахстане, по поручению Президента правительство, министры, руководители агентств получили задание в первую очередь обеспечить безопасность граждан Казахстана. Был усилен контроль над стратегическими объектами, охраной государственной границы и воздушного пространства. Большое внимание было уделено контролю над экологической ситуацией, особенно в бассейне Каспийского моря. Учитывая особое значение для страны экспорта энергоресурсов, было дано задание принять меры по формированию механизмов защиты экономики в случае серьезных колебаний цен на мировых сырьевых рынках. Указывалось на необходимость предусмотреть все превентивные меры, чтобы не допустить ухудшения ситуации в стране [116].

Руководство Казахстана подтвердило верность своей позиции и выразило стремление к сотрудничеству с антитеррористической коалицией по вопросам безопасности, борьбы с терроризмом и готовность принять участие в восстановлении Ирака [117].

В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:

• обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;

• повышение, производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

• создание предпринимательского климата,- структуры и содержания общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

• стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспорто-ориентированных производств;

• диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;

• развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества. [140].

Продолжением курса нашей страны на диалог и стабильность в мире стал состоявшийся с 23 по 24 сентября 2003 года в Астане Первый съезд лидеров мировых и традиционных религий.

В 2003 году был дан новый импульс развитию дружеских отношений Казахстана с Российской Федерацией. С этой целью 17-18 февраля состоялся визит Президента Н.А. Назарбаева в Москву, в ходе которого президенты двух стран официально открыли Год Казахстана в России [114]. А 9 января 2004 года с официальным визитом в Астану прибыл Президент Российской Федерации В.В. Путин. Во время церемонии встречи с Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым было объявлено о начале Года России в Казахстане, цель которого «закрепить позитивные тенденции в двусторонних отношениях, поддержать сложившуюся атмосферу дружбы». Поскольку 2003 год - Год Казахстана в России - «заметно расширил деловые связи между регионами двух стран, предпринимательскими структурами, учреждениями культуры, науки и образования». Все это должно служить укреплению дружественных и союзнических отношений между Российской Федерацией и Казахстаном [119]. 2004 год стал важным в развитии культурной политики РК. 13 января Президентом страны была утверждена Государственная программа «Культурное наследие». Ее цель - «развитие духовной и. образовательной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны». Она включает в себя следующие направления: воссоздание значительных исторических и архитектурных памятников; создание целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, создание развернутых художественных и научных серий; создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.

31 января 2004 года состоялся Первый съезд республиканской партии «Асар». На нем собралось около 700 делегатов из всех регионов страны. На день регистрации в ее рядах насчитывалось 77 тыс. членов, на момент открытия съезда - на 90 тыс. больше. Согласно докладу председателя партии Д. Назарбаевой, «принципиальным успехом партии» является создание фракций «Асара» в Парламенте республики, а также в областных маслихатах Тараза, Караганды, Атырау, Алматы. Политическую и идеологическую основу партии составляет государственная программа «Казахстан-2030», разработанная по инициативе Президента страны. Говоря о задачах на перспективу, Д. Назарбаева заявила, что одним из основных направлений: в деятельности партии станет работа по преобразованию страны в подлинно социальное государство. Печатными органами партии стали газеты «Асар - Заманы» и «Асар - Казахстан» на казахском и русском языках [120].

6 февраля 2004 года в Астане прошло торжественное заседание, посвященное 50-летию освоения целинных и залежных земель на котором с докладом «Поднятая целина - символ дружбы и созидания» выступил Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. Говоря об историческом значении целины он отметил, что «это грандиозный социально-экономический проект двадцатого века, аналогов которому в мировой истории не было». Далее Президент подчеркнул, что благодаря целине за короткий исторический период во многих районах Казахстана преобразовались экономика, образование, здравоохранение, культура, был создан мощный кадровый и научный потенциал. Главным ее итогом стало то, что «благодаря труду первоцелинников раз и навсегда была решена проблема хлеба, которая после Великой Отечественной войны стояла довольно остро». «Целина была, - продолжал Президент, - здравомыслящей идеей накормить всю страну. И она удалась, воплотилась в жизнь».

В конце своего выступления Н.А. Назарбаев сказал, что в наши дни «без шумихи и победных реляций ежегодно с целинного поля наши земледельцы собирают по 12-15 миллионов тонн зерна. Миллиард пудов становится традиционным, причем без авралов. Объем экспорта стабилизировался на уровне 4-5 миллионов тонн в год. Потенциал зернового производства позволяет уже сейчас засевать 16-17 миллионов гектаров и довести валовой сбор до 20 миллионов тонн» [121].

19 марта 2004 года глава государства Н.А. Назарбаев обратился к народу Казахстана с очередным Посланием об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2005 год. Оно называется «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации!» [123].

Давая в Послании характеристику текущей ситуации, Президент подчеркнул, что отмечаются положительные сдвиги в экономике. Так, в частности, совокупный рост ВВП за последние 4 года составил почти 50%. Можно считать добрым знаком, что в 2003 году, впервые за годы независимости, темпы роста перерабатывающей промышленности превзошли темпы роста добывающей. Только в машиностроении они превысили 20%.

Хорошие результаты достигнуты в животноводстве, где отмечается стабильный; рост поголовья. Выросло производство мяса, молока на более чем 17%. Казахстан смог не только обеспечить собственные потребности в хлебе, но и экспортировать более 5 млн. тонн зерна. Объемы переработки сельскохозяйственной продукции в 2003 году в реальном исчислении увеличились на 9,5%.

Успехи в социально-экономическом развитии позволяют нам вплотную приблизиться по основным параметрам к ряду стран Центральной Европы, а государства Юго-Восточной Европы мы уже опередили.

Усиливаются роль и авторитет Казахстана на постсоветском пространстве, в Каспийском и Центрально-Азиатском регионах, возрастает значение нашей страны на политической и экономической карте мира.;

В качестве перспективы поставлена триединая задача, сформулированная в названии Послания, а для ее достижения, говорится в документе, необходимо: для создания конкурентоспособной экономики - ее дальнейшая либерализация и дебюрократизация; усиление открытости; реализация стратегий индустриально-инновационного развития; реализация программ развития села; развитие инфраструктуры.

Конкурентоспособность нации должна быть достигнута, по замыслу Президента, через вопросы, которые волнуют всех казахстанцев - это вопросы жилья, образования и здравоохранения. Здесь поставлены задачи претворения в жизнь новой политики жилищного строительства, серьезных и системных изменений в здравоохранении, поднятия системы образования на международный уровень. И, конечно же, приоритетными должны оставаться социальные вопросы.

А конкурентоспособность государства - это повышение роли и авторитета страны на международной арене, способность государства решать насущные проблемы своих граждан, повышение качества предоставляемых государством услуг.

Важнейшим мероприятием культурной политики нашей республики является реализация Государственной программы «Культурное наследие». Первый этап реализации госпрограммы «Культурное наследие» был рассчитан на 2004-2006 годы, второй этап - на 2007-2009 годы.

В ходе реализации Государственной программы был обеспечен комплекс мер по открытию новых памятников истории и культуры, консервации, реставрации и воссозданию значительных историко-культурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры, по созданию целостной системы изучения огромного пласта культурного наследия, в том числе фольклора, традиций и обычаев, обобщению многовекового опыта национальной литературы и письменности, созданию на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.

Следует подчеркнуть, что в процесе реализации данной программы по проблемам исторической науки были изданы следующие серии книг:, «История Казахстана в античных источниках» в 2 томах, «Материалы по истории Казахстана в русских источниках» в 10 томах, из 20-томной серии «История Казахстана в зарубежных источниках» более 10 томов, из серии «Мировая историческая мысль» на данный момент издано 14 томов и др.

На сегодняшний день результаты Государственной программы «Культурное наследие» широко используются в образовательной сфере в целях духовного воспитания подрастающего поколения.

18 февраля 2005 года в Астане на совместном заседании палат Парламента глава государства Н.А. Назарбаев выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». (125).

Суть данного Послания заключается в том, что Президент, определяя основные направления внутренней и внешней политики страны на период до 2010, предложил конкретную программу по ускорению дальнейшего развития. Через весь документ проходит главная мысль о том, что наступил «радикально новый этап в экономическом и политическом развитии страны». А на повестке дня «дальнейшая модернизация и демократизация Казахстана».

Но прежде чем излагать задачи на предстоящее время Н.А. Назарбаев проанализировал предшествовавший «10-летний период, когда начала работать собственная национальная валюта, а значит, экономическая независимость стала реальной. 10 лет - это также юбилей нашей Конституции, благодаря которой страна стабильна, экономически процветает». Президент напомнил о том, что Казахстан начал движение к суверенитету, когда «социально-экономическая и политическая ситуация, была просто критической, экономика была недееспособной, казна пустой, политическая система неразвитой, миру мы были не интересны, мировое сообщество беспокоил лишь наш ядерный потенциал».

За годы независимости жизнь казахстанцев кардинально изменилась, констатировал Н.А. Назарбаев. В чем это выразилось? Была создана успешно работающая рыночная экономика, значительно выросли основные показатели качества жизни населения, и на данный момент Казахстан по классификации Всемирного банка входит в группу стран со средним уровнем дохода. Впервые в нашей истории было создано независимое государство, построенное на принципах западной демократии, учитывая опыт передовых восточноазиатских государств и специфику многонационального и многоконфессионального общества. Казахстан стал региональным лидером, уважаемым международным партнером, активным участником борьбы с международным терроризмом, трафиком наркотиков и распространением ядерного оружия. Подытоживая этот раздел Послания, Президент подчеркнул: «Казахстан сегодня является одним из самых динамично развивающихся государств мира, и это всеми признано».

Главную же часть Послания составляет раздел: «Куда мы идем?», где изложено видение будущего нашей страны, обозначено, на что будут направлены дальнейшие усилия. Каковы же эти ориентиры? Они ясны и конкретны: укрепление государственности, развитие Казахстана как современного демократического и правового государства; обеспечение прочной стабильности в стране и регионе; развитие регионального и международного сотрудничества; динамичное развитие экономики в соответствии с требованиями глобализации и развития новых технологий с акцентом на развитие несырьевых секторов; развитие образования, профессиональной подготовки и социальной, сферы на уровне XXI века; последовательное развитие гражданского общества, обеспечение прав и свобод граждан; дальнейшее развитие моральных и духовных ценностей казахского народа; обеспечение веротерпимости и межконфессионального согласия; борьба с коррупцией; глобальная борьба с терроризмом, наркоторговлей, экстремизмом в любых его проявлениях; в интересах своей страны и международного сообщества использовать уникальное геополитическое положение Казахстана, находящегося в фокусе коммуникационного потока между Европой и Азией.

В итоге «мы должны завершить строительство общества максимальных возможностей, - подчеркнул в заключение Президент, - у нас есть уникальный шанс на этой основе ускорить наше движение вперед. Это тот путь, который ведет Казахстан в число развитых и процветающих стран мира».

Завершающим знаковым событием 2005 года стало проведение выборов Президента Республики Казахстан. Выборы состоялись 4 декабря. Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан зарегистрировала пять кандидатов в Президенты Республики Казахстан. Согласно законодательству, все кандидаты в президенты сдавали экзамен по государственному языку. В результате выборов Нурсултан Назарбаев набрал 91,15% голосов избирателей. Таким образом, народ Казахстана еще раз доказал, что поддерживает политические и социально- экономические реформы Президента Н. Назарбаева.

Становление независимости Казахстана с неотложными жизненно важными задачами обустройства молодой суверенной страны с ее новыми границами, государственным аппаратом, армией, финансовой системой и т.д. совпало с радикальным изменением политического, экономического строя, сменой идеологии, культуры и всего образа жизни. Как показывает история, каждое отдельно взятое из этих преобразований может занимать целую эпоху. А в данном случае все они слились воедино одномоментно в пространстве и времени. Понадобились поистине неординарные подходы, чтобы в тот исторический момент не просто выжить, сохранить свою независимость, но и заложить надежный фундамент устойчивого перспективного будущего.




Источник:
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебник для вузов, 2011 г.

Последнее обновление: 11.05.2016 г. в 09:23
Просмотров страницы: 522733





Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 6 • Время генерации страницы: 0.009 сек.
Яндекс.Метрика