
Раздел 10 НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН
10.25 Казахстанская модель межнационального согласия.
Модель межэтнических отношений создается для систематического, сознательного, целенаправленного воздействия на развитие этносов и их взаимоотношения в целях достижения определенных результатов. Создание такой модели - очень трудная и ответственная деятельность, поскольку межэтнические отношения необычайно сложны по своему строению, многогранны и трудно поддаются управлению. Они тесно связаны с экономическими, социальными, политическими, культурными, языковыми, идеологическими и психологическими процессами. Слово «модель» означает образец, схему какого-либо явления или процесса, следовательно, модель межэтнического согласия - это образец и определенная схема достижения и обеспечения межэтнического согласия в полиэтническом обществе. Модель межэтнических отношений определяется национальной политикой, которая в свою очередь соответствует политическому курсу государства в целом. Любое полиэтническое государство определяет в теории и осуществляет на практике свою модель межэтнических отношений, которая соответствует ее истории, традициям, менталитету населения, а самое главное, целям и задачам его развития. Это реальность и объективная необходимость, поскольку людям, живущим в этом обществе, важно понимать состояние своего положения и перспективы жизни в нем в зависимости от этнической принадлежности и характера отношений между этносами. Казахстанская модель межэтнических отношений в период становления независимости должна была учитывать следующие особенности казахстанского общества:
Оригинальность и сложность казахстанской модели межэтнических отношений заключается в гармонизации всех этих особенностей. Итак, с самого начала суверенного Казахстана были заложены концептуальные, идеологические, незыблемые основы национальной политики Первого Президента, в ней неукоснительно соблюдались и соблюдаются следующие генеральные направления. Первое - национальное возрождение и развитие казахской нации, национальной свободы и независимости, казахской государственности, истории, языка, обычаев, традиций, культуры казахов как фундамента казахстанского общества вообще и консолидирующей его основы в частности. Второе - как сказано в Законе «О государственной независимости Республики Казахстан», который является первым кирпичиком в основании суверенитета, граждане Республики всех национальностей, объединенные исторической судьбой с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, независимо от их национальности обладают равными правами. Одной из важнейших обязанностей государства является упрочение национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане. Эти два неразрывных направления проходят красной нитью через всю национальную политику независимого Казахстана и заложены они были уже в Конституционном Законе «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года. Таким образом, во главу угла ставился приоритет обеспечения стабильности и межэтнического согласия как непременного условия успешного осуществления реформ, развития этнической самобытности и сохранения национально-культурного многообразия Казахстана. Отличительной чертой казахстанского варианта становления государственности в постсоветский период было сохранение мира и согласия. Воспитание культуры межэтнического согласия в многонациональном обществе возводилось в ранг государственной политики. У каждой модели межэтнических отношений есть своя система правил. Она состоит из взаимосвязанных принципов. Именно эти принципы определяют поведение людей, которое ими программируется. Модель межэтнического согласия Первого Президента строится на следующих принципах: - Этническое, конфессиональное, культурное, языковое многообразие является бесценным богатством. - Государство целенаправленно создаёт всё условия для развития культуры и языков этносов Казахстана. - Важнейшими ценностями нации стали толерантность и ответственность. - Консолидирующая роль казахского этноса. - Единство казахстанского народа. В формировании и развитии модели межэтнического согласия Президента Н. Назарбаева, в первую очередь, определяющую роль сыграла Конституция Республики Казахстан. При этом этот вопрос важно представлять в контексте всего конституционного процесса в независимом Казахстане, начало которому положил Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, затем Конституция 1993 года, ныне действующая Конституция 1995 года, а также изменения и дополнения, внесенные в нее 07.10.1998 г. и 21.05.2007 г. В преамбуле Конституции говорится: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле...». Тем самым с самого начала Основного закона был заложен основательный, незыблемый принцип идентификации граждан республики. Ведь осознание и определение человеком своего места в окружающем его мире начинается с отождествления себя с определенной общностью, с идентификации. В Конституции Казахстана был определен принцип гражданской идентификации. Он выражен в формуле «единство в многообразии». Народ Казахстана сохраняет межэтническую толерантность, что является основой стабильности страны. Межэтническое и межконфессиональное согласие покоятся на толерантности. Другими словами, термин, понятие и явление «толерантность» вбирают в себя и в то же время порождают согласие и мир. Бесценным достоянием Казахстана является не только межэтническое, но и межконфессиональное согласие. Религиозный фактор в Казахстане представлен достаточным разнообразием и в своей совокупности является мощной духовной силой, способной воздействовать на человека, его мировоззренческие ценности, нравственные ориентиры. |