закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
История Казахстана
Раздел 2       КАЗАХСТАН В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

2.1. Тюркский и Западно-Тюркский каганаты.

В I тысячелетии происходит изменение этнической среды в Евразийском регионе, здесь все более начинают преобладать тюркоязычные племена. Первые упоминания о тюрках появляются в 542 году в китайских источниках, в которых описываются набеги туцзюе (тюрков) на Китай с северо-запада. Китайцы считали тюрков потомками сюнну. В VI веке наименование «тюрк» получает широкое распространение и означает союз племен, сложившихся на Алтае. У китайцев это звучит как туцзюе, тукю, у согдийцев - турк, туркут, тюрк, у византийцев, арабов, иранцев - тюрк. В русских источниках наряду с печенегами, половцами упоминаются торки - тюрки. Как писал в своей книге «Шежире» («Родословная...») Шакарим Кудайбердыулы, тюрк означает «шлем» [96, с. 41]. Тюркский племенной союз - Тюркский Эль (это понятие употреблялось до образования Тюркского каганата, хотя, надо отметить, что данное обозначение имело место и во времена каганата) сложился на Алтае, как утверждает С.Г. Кляшторный, известный тюрколог, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, началом тюркской государственности можно считать 548 год, «если считать временем основания государства тюрков время его международного признания» [51, с. 50].

Таким образом, с появлением на исторической арене древних тюрков и распространением их влияния на всю Центральную Азию появилось и слово «Туркестан», то есть «Страна тюрков». Туркестан непосредственно связан с понятием «Туран», а понятие «туры» было переосмысление в «тюрк». Первое упоминание термина «Туркестан», обозначающего страну тюрков, относится к персидской литературе VI века [56, с. 318].

В 1968 году на территории Монголии в Центральной Азии был открыт памятник начального периода Тюркского каганата. Изуродованный ребенок под брюхом у волчицы, изображенной на вершине стелы, мальчик из разбитого врагами племени, которого она спасла, и есть родоначальник тюрков. Согласно легенде, в Восточном Тянь-Шане у волчицы и ребенка появились десять совместных детей, которые затем сместились дальше на запад, на Алтай. Основные древнетюркские группировки племен сложились на раннем этапе тюркского этногенеза и сохранили историческую преемственность. Это потомки Ашина - тюрки из Центральной Азии, переселившиеся на Алтай, а также енисейские кыргызы, кыпчакская группа, теле или огузы.

VI век - время начала тюркских империй, в котором сближение общетюркских культурных компонентов происходило наряду с формированием их самостоятельности. Это выделение господствующих и подчиненных групп населения. В данном процессе чередовались центробежные и центростремительные силы, выразившиеся, с одной стороны, центростремительные - в сближении генетически близких компонентов, с другой, центробежные - в формировании самостоятельности алтайских тюрков, кыпчаков, кыргызов, огузов.

Раннее тюркское государство - Тюркский каганат (551-603) - возникло в 551 году, когда вождь тюрков Бумын принял титул кагана. В период своего расцвета оно занимало обширную территорию от Корейского полуострова на востоке до Крымского полуострова на западе, от верховьев Енисея на севере до верховья Амударьи на юге. Бумына сменил Кара-каган (552-553), затем стал править Муган-каган (553-572), позднее - Таспар-каган (572-581).

Господствующим в Центральной Азии это государство стало при кагане Мугане. Оно входило в систему отношений с такими крупнейшими государствами того времени, как Персия и Византия. Китай был данником каганата. А происходило это так: сначала Муган-каган покорил киданей в Маньчжурии, кыргызов на Енисее, подчинил себе северокитайское государство и устремился в Среднюю Азию, где на территории от Восточного Туркестана до Каспийского моря находились владения эфталитов. В 561-563 годах Муган-каган заключил союз с Персией против эфталитов, и они были разбиты. Тюркский каганат стал господствовать в Средней Азии. Затем тюрки заключили союз с Византией против персов, и последние обязались платить им дань. В итоге тюрки дошли до Керченского пролива, захватили Керчь и вторглись в Крым.

Неслучайно в средние века была распространена концепция четырех «царств мира», которые символизировали обширные регионы и страны. Это следующие царства: на юге - империя «царя слонов» - Индия, на западе - «царя драгоценностей» - Персия и Византия, на севере - «царя коней» - Тюркские каганаты, на Востоке - «царя людей» - Китай [13, с. 24].

Таким образом, тюркские степные племена консолидировались под властью одного вождя, одного рода, одной династии. Подчинив соперничающие племена, тюрки ставили в зависимость от себя страны и народы с многообразными типами хозяйственной деятельности, с развитой государственностью. Зависимость реализовывалась в непосредственном подчинении новой династии либо выплате обусловленной дани. В результате государство, созданное кочевниками, обрело статус империи. В этом плане Тюркский каганат продолжил традиции хунну и стал евразийской империей.

Древние тюрки основали своеобразный очаг цивилизации. В нем появились качественно новые формы бытия, новые коммуникативные средства - оседлость и урбанизация части населения, строительство городов. Религиозные искания привели к приобщению к мировым религиям, таким как буддизм, христианство и позже ислам. Все это не могло не отразиться на социальной и политической организации общества. Вершиной достигнутого явилась собственная письменность, прошедшая путь от камнеписных стел до рукописей на бумаге. Основным признаком идентификации и источником политического единства тюркских кочевников Евразии было династийное и структурное наследие Тюркской империи и ассоциируемые с нею традиции.

В древнетюркских письменных памятниках о начале Тюркского Эля и его первых каганах первый тюркский летописец Йоллыг-тегин сообщал: «Когда вверху возникло Голубое небо, а внизу - Бурая земля, между ними обоими возник род людской. И воссели над людьми мои пращуры - Бумын-каган, Истеми-каган. Воссев на царство, они учредили Эль и установили Терю народов тюрков. Имеющих головы они заставили склонить головы, имеющих колени они заставили преклонить колени! На восток и на запад они расселили свой народ. Они были мудрые каганы, они были мужественные каганы!» [51, с. 51]. В этих источниках изложена парадигма власти в каганате - Бодун-Эль-Терю, «народ - государство - закон».

Тюркский племенной союз, Тюркский Эль, состоял из племен и родов, политически же был организован в Эль. Родоплеменная организация - бодун и военно-административная организация – Эль взаимно дополняли друг друга. Каган-хан «держал Эль и возглавлял бодун». Он по праву старшего в генеалогической иерархии возглавлял племенной союз и выступал в роли вождя, был верховным судьей, верховным жрецом, выполнял функции военного руководителя, подчинявшего другие племена и страны и принуждавшего их платить дань и подати. Хан опирался на племенную аристократию - беков. Обращение каганов к соплеменникам было в форме: «Тюрк беклер бодун» - «Тюркские беки и народ», «Знать и народ», иногда в резком противопоставлении «Именитые беки и простой народ». Беки были аристократией по крови и по праву происхождения из того рода, особый статус которого считался неоспоримым, освященным традицией. Элитой аристократии по крови в Тюркском Эле был род Ашина. Из этого привилегированного сословия, куда входили другие знатные роды, иерархия которых была общеизвестна и общепризнана, формировалась высшая имперская аристократия - советники, высшие военные командиры, военно-административные руководители.

Высшим божеством у тюрков было Небо - Тенгри-хан. Они поклонялись божеству Земли-Воды - Жер-Су, женскому божеству плодородия - Умай.

Давление извне, междоусобицы и социальные противоречия внутри страны ослабили Тюркский каганат, и в 603 году он разделился на два самостоятельных государства: Восточный – Центральноазиатский и Западный - Среднеазиатский каганаты.

Распад Тюркского каганата был обусловлен тем, что, с одной стороны, раздробленный Китай к тому времени объединился и значительно укрепился под династией Суй (581-618), а с другой - начались распри среди тюрков в самом династийном роде Ашина. В 581-583 годах случился джут, заставивший тюрков испытать большую нужду. «Тюрки вместо хлеба употребляли растертые в порошок кости», - свидетельствовали современники.

Восточный каганат перенес долгую полосу кризиса - подчинение Китаю. Его возрождение происходит при Кутлуге - Эльтериш-кагане. Значительного расцвета он достиг при его брате Капаган-кагане, а также при Бильге-кагане и Кюль-тегине, чьи деяния запечатлены в «вечном камне».

Ядром Западно-Тюркского каганата (603-704) стали «десять племен» (самоназвание Он Ок эли - государство десяти стрел), занимавшие земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, а также оседлоземледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии. В Согде, Бухаре находились наместники кагана, здесь их владения доходили до верховьев Амударьи и Гиндукуша, от Исфиджаба и Чача до Южного Афганистана и Северо-Западного Пакистана.


 Раннефеодальные государства и племенные союзы на территории Казахстана в VI-XII вв.

Западно-Тюркский каганат был государством с развитой городской и земледельческой культурой, процветающей торговлей по Великому Шелковому пути. В VI-VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и укрепленных крепостей. Эти крупные города не уступали по размерам городам средневековой Средней Азии, состоявшим из цитадели, шахристана, рабада. Только в Чуйской долине существовало около 18 таких городов и большое количество мелких поселений. Первым лицом в государстве западных тюрков был каган - верховный владыка, правитель, военачальник. Власть кагана передавалась по наследству, он руководил всеми внутри и внешнеполитическими делами государства, был распорядителем всех земель. Каган опирался на знать из династийного рода, представители которого занимали высшие должности в государстве и были наместниками кагана над вассальными племенами. Существовало семейное рабство. Основная масса населения состояла из свободных общинников-скотоводов. Столицей и зимней ставкой кагана был город Суяб в Чуйской долине (близ Токмака), а летней резиденцией - Мингбулак (близ Туркестана).

В 630-634 годах каганат утратил свои среднеазиатские владения к западу от Сырдарьи, государство вступило в полосу кризиса, главной причиной которого были давление извне и борьба за власть племенных союзов. В Семиречье вторглись китайские войска. В 657 году ополчение «десяти стрел» потерпело поражение, управление стало осуществляться каганом через китайского ставленника.

С падением Тюркских каганатов в их пределах возникли могущественные государственные объединения. На Волге и на территории Северного Кавказа был создан Хазарский каганат, на Сырдарье и в Приаралье образовалась Огузская держава, в Семиречье - Карлукское государство, в Центральном, Северном и Восточном Казахстане сложился Кимакский каганат, на Енисее - Кыргызская держава, в Монголии - Уйгурский (Тогуз-огузский) каганат. Все эти этнополитические объединения продолжали государственно-административные, военные и социально-культурные традиции Тюркских каганатов [56, с. 318].




Источник:
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебник для вузов, 2011 г.

Последнее обновление: 11.05.2016 г. в 09:23
Просмотров страницы: 522744





Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 6 • Время генерации страницы: 0.009 сек.
Яндекс.Метрика