закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
История Казахстана
Раздел 3       КАЗАХСТАН В ПЕРИОД МОНГОЛЬСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ

3.1. Создание Чингисханом Монгольского государства, его устройство.

В начале XIII века в глубинных районах Азии образовалось Монгольское государство, основатель которого Темучин (1155 - 1227) объединил под своей властью почти все племена Монголии. Родился он «в середине лета «гаха» - года кабана, в феврале, на берегу реки Онон в семье Есугэй-бахадура, в урочище Делигюн Болдок (Кочковатая местность), около 50° северной широты и 132° восточной долготы. В то время его отец Есугэй-бахадур, властелин 40 тыс. кибиток, воевал с татарами и захватил в плен главу племени татар Темучина. В ознаменование этого успеха и был назван будущий Чингисхан Темучином. Темучину исполнилось девять лет, когда умер его отец, и в течение многих лет он бедствовал, пока не пришел к власти и не создал могучее военизированное государство.

Весной 1206 года у истоков реки Онон монгольская знать собралась на курултай и торжественно провозгласила Темучина правителем всех монголов под именем Чингисхан. На курултае знаменитый волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал: «Всевышний Бог дарует тебе царство лица земного. Теперь, когда побеждены твоей десницей государи этих земель, называемые каждый Гурханом, и их области достались тебе, то пусть будет новое прозвище «Чингис». Ты стал царем царей, Всевышний Господь повелел, чтобы название твое было Чингисхан. Царь царей и Государь государей». [98, с. 67]. Все одобрили и утвердили это имя. Впоследствии его титул был выражен формулой, вырезанной на яшмовой печати: «Бог - на Небе, Ха-хан - Могущество Божие на Земле. Печать Владыки Человечества».

Важным является то, что на курултае 1206 года был обнародован Великий Джасак (ясак, ясы) Чингисхана - это кодифицированное монгольское обычное право, включающее народные обычаи и воззрения правителя. Великий Джасак делится на две части, первая часть «Билик» - сборник «Изречений Чингисхана», она содержит мысли; наставления и законодательные решения как общего, теоретического характера, так и высказанные по поводу различных конкретных случаев. Вторая часть - собственно Джасак - это свод положительных законов, военных и гражданских, с установлением соответствующего наказания за их неисполнение. В «Билике» высказана мысль о том, что в годы, предшествовавшие правлению Чингисхана, дети не слушали отцов, младшие - старших; муж не имел доверия к жене, а жена не следовала повелению мужа; свекры смотрели неблагожелательно на невесток, а невестки не уважали свекров; большие не воспитывали малых, а малые не соблюдали наставления старших и т. п. По этой причине были воры, лжецы, возмутители и разбойники. Людям в собственном их жилище не являлось Солнце. Таково было это племя без порядка, без смысла. Когда явилось счастье Чингисхана, они пришли под его приказ, и он управлял ими посредством твердо укрепленного ясака. Тех, которые были умны, сделал беками войска; тех, которые были проворны и ловки, дав на руки их принадлежности, сделал табунщиками; глупых, дав им небольшую плеть, послал в пастухи. По этой причине дело Чингисхана, словно молодой месяц, возрастает день ото дня; от неба, силою Всевышнего Бога, нисходит победоносная помощь, а на земле, с помощью его, явилось благоденствие; летние кочевки его стали местом ликованья и пированья, а зимние кочевки были приятные и соответственные. Таким образом одной из главных причин успешного развития государства Чингисхана при его создании и в последующем превращении его в могучую империю было то, что все его поданные жили строго по законам, обязательным для всех. Вот как гласит вторая статья «Билика»: «Если у детей множества государей, которые явятся после этого (его), вельможи, богатыри и беки, находящиеся у них, не будут крепко соблюдать ясак, то дело государства потрясется и прервется. Опять будут охотно искать Чингисхана и не найдут» [98, с. 178]. Джасак предписывал терпимость в вопросах религии, почтение к храмам, к духовным лицам и к старшим, милосердие к нищим, устанавливал строгий контроль над семейной, домашней жизнью. Приведем некоторые фрагменты Джасака [98, с. 183-185].

1. Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет.

2. Кто повинен в содомии, тот тоже наказывается смертью.

3. Кто лжет с намерением, или волхвованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступает между двух спорящих и помогает одному против другого, тоже предается смерти.

4. Тот, кто мочится в воду или на пепел, тоже предается смерти.

5. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.

6. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти.

7. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.

10. Чтобы на… чтецов Корана, законодавцев, лекарей, мужей науки, посвятивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омывающих тела покойников не были налагаемы подати и налоги.

11. Он постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал как средство быть угодным Богу.

28. От убийства (казни за преступление) можно откупиться пенею, заплатив за мусульманина сорок золотых монет, а за китайца – одного осла.

29. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину, с прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а если нет детей, то самого зарезать, как барана.

Смертной казни предавались также за обращение правителей к третьим лицам помимо хана, за неоказание помощи в бою, за оставление своего поста без разрешения начальника, за небрежность воинов в исполнении служебных обязанностей. Джасак предписывал щадить страны и города, покоряющиеся добровольно. Эти нормы были одинаковыми как для правителей, так и для рядовых. Например, за жестокость по отношению к сдавшимся противникам Чингисхан разжаловал своего зятя Тогучара из темника в рядовые, и он погиб при взятии Нишапура.


 Казахстан в период монголо-татарского нашествия (XIII-XIV вв.)

Государство монголов было устроено по принципу военной организации. Вся территория и население делились на центр, правое и левое крыло; в основе лежала десятичная система, была установлена строжайшая дисциплина и четкая организация. У Чингисхана гвардия состояла из воинов аристократического происхождения. Высшей воинской единицей была тьма - 10 тыс. воинов, но был еще и туг - 100 тыс. воинов. Была тяжелая (мечники) и легкая конница (лучники). Монголы применяли разнообразные приемы боя - притворное бегство, заманивание противника в засаду, воевали знаменитой «монгольской лавой» до пяти параллелей воинов. В атаку монголы шли с диким криком, но воевали и молча - «внемую», т.е. обмениваясь знаками - флагами, а ночью - фонарями. Каждый монгольский воин имел с собой пилу, шило, иголки, нитки, глиняный сосуд для варки пищи, фляжку около 2 литров, неприкосновенный запас, состоящий из сухого молока, сушеного мяса и сменного белья. Когда продуктов не хватало, воин рассекал вену своей лошади и пил до полулитра крови, потом перевязывал рану. Каждый воин имел от одного до четырех заводных коней. Кони монголов были «выдрессированы как собаки», благодаря чему они то стремительно размыкались, то собирались в кучки, и монголы грозили атакой то в одном, то в другом месте, сами не принимая сомкнутой атаки противника. Такими действиями они изматывали врага физически и морально настолько, что он иногда сдавался еще до вступления в дело тяжелой кавалерии. 10-12 дней монголы могли ехать на конях без дневок и привалов, суточный переход составлял до 150 верст. По подсчетам специалистов, монголы могли выставить войско до 200 тыс. человек и до 1 млн. лошадей, хотя встречаются неправдоподобные данные - до 400, 600 и даже 800 тыс. человек. У монголов было достаточно мощное вооружение - тяжелые боевые машины, огнеметы, горящая нефть, так называемый «греческий огонь», применялся порох, но поскольку не было огнестрельного оружия, он использовался в ракетах.




Источник:
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебник для вузов, 2011 г.

Последнее обновление: 11.05.2016 г. в 09:23
Просмотров страницы: 522726





Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 6 • Время генерации страницы: 0.008 сек.
Яндекс.Метрика