закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
История Казахстана
Раздел 4       ЭПОХА КАЗАХСКОГО ХАНСТВА

4.5. Жеті Жарғы

История Казахстана ханского периода была ознаменована созданием законодательного памятника «Жеті Жарғы» («Семь установлений»). Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому этот свод законов также именуют «Законы Тауке-хана». По одной из версий, Тауке собрал для совета трех влиятельных биев: из Старшего жуза Толе-бия, из Среднего - Казбек-бия, из Младшего - Айтеке-бия. Обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера, они составили и утвердили законоположения. По времени их появление относится, вероятнее всего, к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта - с аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгарами была неизбежной. К тому же не прекращались распри и в самом ханстве. Чтобы внутренне укрепить его, и были приняты эти законоположения.

В «Жеті Жарғы» закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от «Великого Джасака» (ясы) Чингисхана, а также установлений ханов Касыма и Есима. «Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.

Согласно «Жеті Жарғы», верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана. Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания - курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие.

Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновнего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний - кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.

Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину - 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи словами оценивалось в 9 голов баранов, рукоприкладство по отношению к ним - 27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки.

За увечья устанавливался кун скотом: за большой палец - 100 баранов, за мизинец - 20. За воровство - стоимость украденного возмещалась в размере «трижды девять раз». Например, за бесчестие женщины кун составлял 200 лошадей. За украденного верблюда возвращался верблюд, плюс один пленный, к лошади плюс верблюд, к овце - лошадь, так как один верблюд равнялся трем лошадям или 10 овцам.

Арабский путешественник Ибн-Батут из Марокко, посетивший Дешт-и Кыпчак в XIV веке, писал: «Там скот не пасут, сторожа нет, это потому, что суды их строги в воровстве. Их суд таков: у кого найдется уворованная лошадь, того заставляют вернуть ее своему хозяину и еще сверх этой лошади девятикратную ее стоимость. Если он не может это уплатить, то забирают его детей, если у него детей нет, то его самого режут, как барана». Весьма интересно еще одно наблюдение Ибн-Батута: «Одно из удивительных явлений, которое я видел в этих странах, то, что жители очень уважают женщин. Тюркские женщины не закрываются» [34, с. 28,29].

Применялись и другие наказания: конфискация имущества - за принятие христианства; изгнание - за убийство мужа беременной женщиной; предание публичному позору - за оскорбление родителей. г

Существовал принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейнобрачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде для обвинения без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Судебная и административная власть не были отделены друг от друга. Свод законодательных уложений «Жеті Жарғы» действовал в пределах всего Казахстана.




Источник:
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебник для вузов, 2011 г.

Последнее обновление: 11.05.2016 г. в 09:23
Просмотров страницы: 522708





Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 6 • Время генерации страницы: 0.008 сек.
Яндекс.Метрика