закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
История Казахстана
Раздел 4       ЭПОХА КАЗАХСКОГО ХАНСТВА

4.6. Социально-экономическое развитие Казахского ханства в XVI-XVII веках.

Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это «ақ сүйек» - «белая кость», к ней относились только чингизиды - потомки Чингисхана и ходжи - потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к «қара сүйек» - «черной кости».

Чингизиды по праву рождения приобретали титул султана, также по отношению к ним употреблялись термины «оғлан», «төре», означавшие нецарствовавших потомков Чингисхана по мужской линий. Этот атрибут родовой принадлежности был присущ им естественно и не зависел от их материального и духовного состояния. Чингизиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции Монгольской империи, они не относились ни к одному жузу.

Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые «собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных», как гласил один из пунктов «Жеті Жарғы».

На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде. При возведении на ханство соблюдался древний обряд вознесения на войлоке. Провозглашаемого ханом сажали на белый войлок и трижды поднимали его за концы. Обряд сопровождался пиршеством. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей территорией ханства, был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитический курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; хан выполнял функции верховного законодателя и судьи. Его окружали советники, помощники, дружина и прислуга. В XVII и первой половине XVIII века местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан.

Нецарствующие чингизиды - султаны наделялись улусом и были его полновластными правителями. В среднем в улусе насчитывалось около 10 тыс. семей - кибиток, не менее 60 тыс. человек. В ханстве было около 20 улусов, значит, численность населения достигала 1 млн. 200 тыс. человек. Определение территории улуса, его передача или отчуждение осуществлялись ханом. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан. Самозванство в принадлежности к белой кости наказывалось полным куном, как за убийство мужчины.

Среди представителей черной кости особыми правами обладали бии - предводители родов и племен. Их влияние определялось многочисленностью, силой, древностью происхождения возглавляемых ими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Они выполняли политическую роль наряду с султанами, как предводители родов участвовали в решении общегосударственных дел. Наиболее влиятельные из них входили в совет биев при хане.

В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи - богатые и кедеи - бедные. Баи составляли многочисленную прослойку общества, но они не являлись особым сословием. Например, Ибн Рузбихан писал, что богатые казахи имели десятки домов-повозок, сотни верблюдов, много десятков тысяч овец и насчитывали в своих табунах по 15, 18 и даже 26 тыс. лошадей. Далее он продолжал: «Казахи очень богаты, даже бедная семья имеет по нескольку тысяч голов овец, лошадей и волов» [34, с. 40]. Баи были среди биев, рядовых кочевников и других представителей черной кости. Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, владевший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство.

Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами, был свободный кочевник. Защита личности и ее прав обеспечивалась исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Таким образом, личность имела смысл только как часть рода. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы.

Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (құл). Основными источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его преступления.

В Казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право - сойургал. Скотоводы платили налог - зякет, делали подношения мясом - соғым, сыбаға. Земледельцы вносили бадж, харадж. Простые люди привлекались к общественным работам - мардикар. Принимали на постой войска - қаналға, а также знатных людей - жамалға. Собирался натуральный сбор для снабжения войск - тағар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.

Основным занятием казахов являлось скотоводство. Скот давал питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обменах соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей и верблюдов - скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Особое значение имело разведение овец. Мясо, молоко шли в пищу, из шерсти изготавливалась одежда, из кожи - обувь, посуда, каракуль - из шкур ягнят, из сала - мыло. Венецианский купец И. Барбаро в XV веке писал: «Этот народ разводит огромнейших баранов на высоких ногах с длинной шерстью и такими хвостами, что некоторые весят до 12 фунтов каждый. Я видел таких баранов, которые тащили за собой колесо, а к нему был привязан их хвост» [50, с. 325]. Посетивший Приаралье в XVI веке англичанин А. Дженкинсон также свидетельствовал о том, что тамошние бараны крупные, с большими курдюками весом 60-80 фунтов. А вот как описывает Мухаммед Хайдар Дулати в своем труде «Тарих-и Рашиди» встречу хана Касыма с ханом Моголистана Султан Саидом и рассуждает об особенностях кочевого образа жизни. «Касым-хан обратился к Султан Саиду со словами: «Мы жители степи, у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, главное богатство состоит в лошадях, мясо и кожа их служат нам лучшею пищей и одеждою... в земле нашей нет ни садов, ни зданий; полюбоваться скотом, который пасется, - вот цель наших поездок; поедем же в табун, поглядим на лошадей...» [34, с. 32-33]. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз.

Скот был частносемейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Летом казахи пасли скот большей частью на возвышенностях, а зимой - в низменностях, на берегах рек. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние - қыстау, весенние – көктеу, летние - жайляу, осенние – күзеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Жилищем скотоводов была юрта - удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде. Деревянный остов юрты состоит из кереге - решеток из тальника, звенья которых - канат (от 4 до 12), составляют окружность юрты. Свод юрты сооружается из выгнутых жердей - уық, которые венчает шанырақ - деревянный круг, через его отверстие проникает свет и выходит дым от очага.

У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько ее видов: с ловчими птицами - ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и др.

Казахи занимались и земледелием. Традиционными местами его распространения были Южный Казахстан, Семиречье, районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия имелась разветвленная сеть каналов и арыков. Массивы орошаемых земель наблюдались вокруг городов. Практиковалось богарное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки - жатаки (от слова «жат» - лежать). Осевшие бедняки выращивали преимущественно просо (тары) около зимовок.

Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим,- культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима и Жангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, возведенным на рубеже XIV-XV веков, является Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Он имеет в длину 65,5 м, ширина его - 45,5 м, высота арочных порталов - 37,5 м. В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей. Вот как описывал Туркестан Ибн Рузбихан: «Яссы - главный город Туркестана, окрестность обширна и покрыта зеленью. Сюда поступают товары изо всех мест и здесь расходятся. Здесь место пребывания купцов, через него проезжают путешественники. Мавзолей Ахмета Яссави - одна из самых монументальных построек в мире; в архитектуре мавзолея проявлено человеческое искусство до поразительности и восхищения; перед высотой его купола отступает сама пирамида» [34, с. 45].

Не меньшее значение имели города Сауран, Сайрам, Сузак, Аркук, Туркестан, Отрар и др. В Отраре, Сыгнаке и Сузаке в среднем проживало 5500 жителей, в Сайраме - 7560, в Туркестане - 9180, Сауране - 11 тыс. Все городское население достигало 70 тыс. человек. Города имели поквартальную застройку, в каждом квартале насчитывалось от 6 до 15 домов. Часть города занимали здания и места общественного пользования - мечети, бани, площади, базары, которым отводилась примерно одна четверть всей площади. Существовали ремесленные кварталы. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенга.

Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремёсла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Развивались ремесла: кузнечное, ювелирное, слесарное, горное, кожевенное, портняжное, сапожное. Были резчики по дереву, мастера по изготовлению изделий из меди, седел, конского снаряжения, оружия, воинских доспехов. Были плотники - балташы, столяры, они делали повозки, детали юрт и т. п. Металлурги поставляли слитки железа, свинца, меди и других металлов. Было развито ковроделие. Казахи занимались традиционной выделкой кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья.

Надо подчеркнуть, что в жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия считалось не только правом, но и обязанностью, например, если на собрание (құрылтай) мужчина являлся без оружия, он не имел права голоса, а младшие могли не уступить ему места. Регулярного войска не было, родоплеменное ополчение собиралось по мере необходимости. Родоплеменной отряд был самостоятельной единицей во главе с предводителем рода, имел свое знамя и боевой клич - уран. Эти отряды составляли улусное войско. Численность конных воинов была в среднем от 30 до 50 тыс. всадников. В случае необходимости хан мог выставить 300 - 400 тыс. человек.

Основным оружием являлись сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим снаряжением. Казахи применяли различные приемы боя, могли быстро спешиваться, при неожиданном нападении на них, сражались, кружась, круг в круге; при нападении на врага использовали прием тұлғама - оборот, нападение во фланг или в тыл противника. За личную храбрость воинам присваивался почетный титул батыра.




Источник:
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебник для вузов, 2011 г.

Последнее обновление: 11.05.2016 г. в 09:23
Просмотров страницы: 522738





Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 6 • Время генерации страницы: 0.009 сек.
Яндекс.Метрика