закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
История Казахстана
Раздел 7       КАЗАХСТАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

7.7. Культура Казахстана в XVIII-XIX веках.

Культура казахского народа в XVIII веке развивалась в русле преемственности традиций предшествующих времен. Это выразилось, прежде всего, в расцвете поэтического творчества. В то время жил и творил известный жырау Бухар Калкаманулы (1693-1787). Он родился и вырос в Баянауле. Стержневой темой творений Бухар-жырау были патриотизм; любовь к Родине, призыв к единству народа, к подвигам. В своем творчестве он прославлял героев освободительной борьбы казахского народа против джунгарских захватчиков - батыров Богенбая, Кабанбая, Жаныбека. Бухар воспевал деятельность хана Абылая, который хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное государство. Он был советником Абылая, поддерживал его словом и делом. В своей поэме «Сабалақ» жырау описал торжество провозглашения Абылая ханом, проницательно предвидел его гений. Благодаря его жырам «Ой, Абылай, Абылай!», «Ей, заман-ай, заман-ай!», «Ашуланба, Абылай!» и другим мы узнаем о событиях того врёменй. Бухар-жырау взывал к своим соплеменникам: «Не ввергай себя в бесконечные тяжбы за скот, за землю; скот может погибнуть, земля останется и после тебя. Довольствуйся посланным Богом, подумай о своем достоинстве».

В то время были широко известны в народе имена певца и сказителя Таттикары, акына эпического жанра Актамберды-жырау (1675-1768), акына Шала (1748- 1819) и др. Они воспевали воинскую отвагу, призывали к героизму в трудное для Родины время. ,

В народном творчестве тех лет были увековечены события войн с джунгарами в песнях «Елимай!» («О, народ мой!»), «Қап қағылған» («Вытряхивали мешки»), «Ша?ды жорық», («Пыльный поход»).

Развивалось музыкальное искусство. Памяти о восстании Срыма Датова посвящен кюй «Сырым сазы» («Думы Срыма»), Выдающимся домбристом и композитором того времени был Байжигит. Им созданы кюй «Ақдабан шұбырынды», «Қайың сауған» («Доение березы», повествующий о том, что во времена «великого бедствия», спасаясь от голода, народ вынужден был пить березовый сок) и др.

В музыкальной и поэтической культуре начала XIX века отразилось восстание под руководством И. Тайманова и его соратника, акына, певца М. Утемисова. Махамбет воспевал свободу, свою Родину в таких произведениях, как «Великая мечта», «Нарын-песни», «Обращение к султану Баймагамбету», «Обращение к Жангиру», «Птичка чибис» и др. Он прославлял также бесстрашие повстанцев, героизм Исатая. Восстанию Исатая Тайманова посвятил одно из первых своих произведений начинающий в те годы свой творческий путь выдающийся композитор Курмангазы Сагырбаев (1806-1879). Это был кюй «Кiшкентай», рассказывающий о том, что оказалось мало сил для победы.

Присоединение Казахстана к России положило начало изучению географии, природных ресурсов, экономики, истории, этнографии этого края российскими учеными, исследователями, путешественниками. В 1769 году одну из первых экспедиций возглавил П.С. Паллас. Результатом ее явился труд «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1773 г.). В 1772 году Н. Рычков опубликовал «Дневные записки путешествия капитана Н. Рычкова в киргиз-кайсацкие степи в 1771 году». Крупным вкладом в изучение Казахстана русскими стал выход в свет в 1832 году книги А.И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей». Одно из центральных мест в числе представителей русской культуры, посвятивших себя иследованию этого края, занимает В.И. Даль, который в 1833-1841 годах, будучи чиновником по особым поручениям при оренбургском губернаторе, изучал устное народное творчество, быт, обычаи казахов. В 1833 году с целью собрать материал о пугачевском восстании в Оренбурге и Уральске побывал А.С. Пушкин.

В XIX веке среди исследователей Казахстана были ученые с мировой известностью, такие как П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914), глава Русского географического общества. Он исследовал Центральный Тянь-Шань, путешествовал по Алтаю, Семиречью, Средней Азии. Под его руководством был составлен и издан многотомный труд «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Два тома его - «Киргизский край» и «Туркестанский край» - посвящены Казахстану и Средней Азии. Здесь описаны географические условия, природные богатства, история, быт казахов. Географию, флору, фауну Казахстана, его природные ископаемые также изучали Н.А. Северцов и И.В. Мушкетов. Значителен и вклад известного востоковеда, тюрколога, этнографа, академика Петербургской академии В.В. Радлова (1837-1918), исследовавшего обычаи, обряды, фольклор народов Алтая, северных областей Казахстана, Семиречья. В его «Образцах народной литературы тюркских племен» содержатся казахские сказки, эпические произведения, лирика казахского народа. Немало сведений о Казахстане можно обнаружить в книгах крупного ученого-востоковеда, археолога, лингвиста, академика В.В. Вельяминова-Зернова (1830-1904) «Исследование о касимовских царях и царевичах», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках» и других, где он осветил многие узловые вопросы истории Казахстана. Историю края изучали также А.И. Добросмыслов, Н.Н. Аристов, М. Красовский и др. Кроме того сбором данных по истории, этнографии, географии занимались офицеры Генерального штаба, чиновники русской администрации, политические ссыльные.


 Маршруты экспедиций по исследованию Казахстана и соседних территорий во второй половине XIX в.

В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 г.), в Омске (1877 г.), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году - отдел в Туркестане. Они издавали сборники, в которых были представлены материалы по истории, этнографии, географии. Сотрудничала с ними и казахская интеллигенция, например, членом-корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был И. Алтынсарин, публиковавший в его сборниках свои исследования. Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали «обзоры» областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Так, в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай. Изучением Казахстана занимались и другие организации России - Общества сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В это время в Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, осваивали азы грамотности в мусульманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были открытые в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в которых обучались русские и казахские дети. В 1825 году начал функционировать кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, где готовили военных специалистов и административных чиновников. Казахская светская школа начала действовать в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге - при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтын- сарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах появились русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году, и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году.

Позже стали работать учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей- казахов. Также в XIX веке возникли сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.

Вторая половина XIX века знаменательна в истории Казахстана тем, что в это время жили и творили такие выдающиеся представители казахской культуры, как Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев (Абай).

Чокан Валиханов (Шокан Уалихан-улы) (1835-1865) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский кадетский корпус в Омске в звании корнета армейской кавалерии. Чтобы представить уровень образования, которое получил Ч. Валиханов, можно назвать преподававшиеся в Кадетском корпусе дисциплины. Помимо военных, таких как тактика, фортификация и других, изучались основы философии, русская и всеобщая история, русская и западноевропейская литература, география, ботаника, зоология, физика, математика, геодезия, архитектура, рисование, черчение, европейские и восточные языки. Изучались страны: Сибирь, Казахстан, Китай, Иран, Афганистан, Индия. В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта Ч. Валиханов принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. За это время он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он участвовал в экспедициях от Алакуля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. Впечатления от этого путешествия и свои наблюдения он изложил в

«Дневнике поездки на Иссык-Куль», «Записках о киргизах», в работе «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа». Несомненным вкладом в изучение устного народного творчества явились записанные Валихановым отрывки из знаменитого киргизского эпоса «Манас». Свидетельством признания его научных изысканий стало избрание молодого ученого в феврале 1857 года действительным членом Русского географического общества.

В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический и этнографический материал, редкостные реликвии - рукописи, грамоты, предметы искусства. Например, он обнаружил бесценные исторические источники: сочинение мирзы Мухаммеда Хайдара Дулати «Тарих-и Рашиди», «Историю династии ходжей в Восточном Туркестане», «Жизнеописание султана Сатук Богра-хана», основателя династии Караханидов, и др. Результатом поездки стал капитальный труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)». В этой работе Ч. Валиханов дал анализ китайской системы колониального управления Восточным Туркестаном, населенным преимущественно тюркскими народами, приверженцами ислама, среди которых были уйгуры, казахи, кыргызы, узбеки, а также дунгане. Шесть городов Малой Бухарин - Яркенд, Хотан, Кашгар, Аксу, Янысар, Туфан были независимы друг от друга, и Китай делал все для того, чтобы полностью исключить возможность организации борьбы колониальных народов против колонизаторов. Этим целям служила соответственно устроенная система управления этих округов.

В 1856-1861 годах Ч. Валиханов проживал в Петербурге, где работал в Военноучетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедами В.В. Григорьевым, В.В. Вельяминовым-Зерновым, с такими учеными, как А.Н. Бекетов, В.П. Васильев, писателем Ф.М. Достоевским, дружба с которым началась еще в Семипалатинске, общался с поэтами А.Н. Майковым и Я.П. Полонским.

Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться на родину. 10 апреля 1865 года в ауле Тезек торе в урочище Коген-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также «Аблай», «Киргизское родословие», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи», «Записка о судебной реформе», «О мусульманстве, в степи», «Следы шаманства у киргизов», «О кочевьях киргиз» и др. Он был всесторонне одаренным человеком и везде, где бывал, делал многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки, имеющие немаловажное познавательное значение. Его вклад в науку заключается в том, что он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию таких малоизученных регионов Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан, тем самым значительно обогатив русскую и мировую науку. Одним из первых Валиханов ввел в научный оборот целый пласт исторических источников, каковыми являются казахский и кыргызский эпосы, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда таких узловых проблем истории тюркских народов, как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.

В это же время активно творил казахский просветитель и общественный деятель, педагог Ибрай Алтынсарин (Ыбрай Алтынсарин) (1841-1889). Рано потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтынсарин явился создателем первых в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области. Плодотворно трудясь в области педагогики, этнографии, фольклористики, он написал следующие учебные пособия: «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку», опубликовал отрывки из казахского эпоса «Кобланды-батыр», «Жанибек-батыр», материалы по истории - «Кыпчак Сейткул», «Байулы» и др. В «Записках» Оренбургского отдела Русского географического общества Алтынсарин публикует также статьи по этнографии «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства». Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.

Во второй половине XIX века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародным признанием пользовались в то время такие акыны, как Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и др.

Наряду с устным народным творчеством развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904). Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода тобыкты. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев и традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. В 1886 году он написал стихотворение «Лето», положившее начало его поэтическому творчеству в последующие годы его жизни. Он перевел на казахский язык произведения А. Пушкина, М. Лермонтова. Абая, глубоко верившего в творческие силы своего народа и близко воспринимавшего его чаяния, называют «лицом казахского народа». Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении «Гаклия», где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа.

В рассматриваемый период в Казахстане издавались газеты «Акмолинские областные ведомости», «Киргизская газета», «Оренбургский листок» и др. 28 апреля 1870 года вышел в свет первый номер газеты «Туркестан уалаяты» на казахском и узбекском языках.

Развивалось музыкальное искусство. Всеобщее признание получили народные композиторы Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шугаев, Таттимбет Казангапов, Ыхлас Дукенов, Биржан-сал Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов, Мухит Мералиев и др. Созданные Курмангазы более 60 кюев представляют собой шедевры инструментального творчества, вошедшие в сокровищницу музыкальной культуры, среди них «Сары арқа» («Золотая степь»), «Балбырауын» («Изящный»), «Тюрмеден қашқан» («Побег из тюрьмы»). Сохранилось около 40 кюев Даулеткерея.

Изучаемое время примечательно тем, что именно тогда появилось много зарисовок и картин выдающихся художников о Казахстане, его природе, жителях. Это рисунки и работы Т.Г. Шевченко, в 1847-1857 годах отбывавшего здесь ссылку, известные его картины: «Казах на лошади», «Казахские дети - байгуши», «Казахское стойбище на Кос-Арале» и, др. Особое место занимают картины В.В. Верещагина, который в конце 60 - начале 70-х годов посетил Туркестан и написал свою знаменитую туркестанскую серию «В горах Алатау», «Мечеть Хазрета Ясави» и др.

Совершенствовались такие виды прикладного искусства, как декоративное оформление домашнего убранства, украшение жилищ, домашней утвари, одежды, производство изделий из шкур, кожи, войлока, металла, дерева, камня, представляющих собой истинные достижения народного творчества.

Таким образом, социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине XIX века во многом было обусловлено процессом окончательного превращения края в колонию Российской империи.


 Культура Казахстана (вторая половина XIX – начало XX в.в.)


Источник:
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебник для вузов, 2011 г.

Последнее обновление: 11.05.2016 г. в 09:23
Просмотров страницы: 522719





Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 6 • Время генерации страницы: 0.008 сек.
Яндекс.Метрика