
Раздел 8 КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
8.3. Роль национальной интеллигенции в освободительном движении казахского народа, деятельность А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и других. Значение журнала «Айкап» и газеты «Казак» в жизни казахского общества.
Начало XX века в Казахстане ознаменовалось подъемом национального самосознания народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным: возникали различные его течения, ядром которых стала национальная интеллигенция. Особое место в истории Казахстана того периода занимает деятельность видного политика, ученого, публициста А.Н. Букейханова (1866-1937). Он родился в Каркаралинском уезде Семипалатинской области, был потомком султанов Среднего жуза. Образование получил сначала в Каркаралинской русско-казахской школе, затем в Омской гимназии и, наконец, в Петербургском лесотехническом институте. Учась на 3-м курсе института, в 1896 году он принял участие в экспедиции по обследованию Казахстана во главе с известным исследователем Ф.А. Щербиной. В ходе экспедиции А. Букейханов заложил основы планомерного изучения экономики, этнографии, культуры Казахстана. Неслучайно он вошел в состав редакционно-авторского коллектива издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», особенно значимой оказалась его роль в составлении XVIII тома, посвященного Казахстану. Назревание политического кризиса в Российской империи в начале XX века, усилившегося в результате поражения в русско-японской войне и вылившегося затем в события, «кровавого воскресенья», подтолкнуло либерально-демократическую интеллигенцию в лице таких известных представителей российской науки и культуры, как П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.И. Вернадский и других, создать партию российских либералов. 11-18 октября 1905 года в Москве состоялся учредительный съезд, где была создана Конституционно-демократическая партия. Делегатом этого съезда от Омска был А.Н. Букейханов. В декабре 1905 года по инициативе А. Букейханова в Уральске прошел съезд представителей пяти областей Казахстана, который решил создать казахский национальный филиал партии кадетов. Однако эта инициатива не нашла поддержки ни в ЦК партии, ни на ее II съезде, так как кадеты считали Россию «единой и неделимой», а создание национальных филиалов якобы противоречило этой концепции. После того как был опубликован царский указ о выборах в I Государственную думу, А. Букейханов включился в избирательную кампанию и стал ее депутатом. Но 9 июля 1906 года указом Николая II I Дума была распущена, а А. Букейханов оказался в числе подписавших Выборгское воззвание против роспуска Думы, за что был арестован и приговорен к тюремному заключению в Семипалатинске. После освобождения он был сослан в Самару, где работал статистом Донского земельного банка. В самарский период своей жизни он активно сотрудничал с издателями энциклопедии Ф.А. Брокгаузом и И.А. Ефроном, участвовал в выпуске 4-21-го томов, опубликовал статью «Киргизы» («Казахи») в сборнике «Формы национального движения в современных государствах» (СПб., 1910), посвященную этногенезу, культуре казахов, вопросам формирования и развития их государства. Здесь он работал над историей Кенесары Касымова, опубликовал очерк о жизни Абая. Темами научных публикаций А. Букейханова стали: переселенческая и аграрная политика царизма в Казахстане; хозяйственная, политическая и культурная жизнь казахов; вопросы будущего государственного устройства Казахстана; теоретические и правовые аспекты государственности. Публиковался он под псевдонимом «Қыр баласы» («Сын степей»).
Газета с первого номера ставила задачи формирования исторической памяти и воспитания чувств национального самосознания, просвещения масс, пробуждения интереса к политике. Издатели газеты считали, что для сохранения самостоятельности народа первым делом необходимо стремиться к культуре и просвещению. Идея национального самосознания была четко сформулирована А. Байтурсыновым: «История учит нас тому, что, когда пришлые народы в культурном плане оказываются сильнее коренного населения, происходит поглощение последнего... Сама проблема существования киргизского народа принимает обостренный характер. Чтобы сохранить нашу автономию, мы в первую очередь должны развивать национальную литературу...» [41, с. 156]. Кроме того, в программе издания газеты говорилось, что она включает в себя публикацию указаний и правительственных распоряжений, освещение работы Государственной думы, «внешние и внутренние известия», публикацию статей «по истории и быту киргиз», истории, этнографии; культуре казахского народа, освещение вопросов экономики, образования, просвещения в области медицины, гигиены, ветеринарии. Также была заявлена в программе издания публикация корреспонденции и телеграмм, местной хроники. Таким образом, ставя перед собой широкие культурно-просветительские задачи, редакция газеты выделила стержневой вопрос это судьба и будущее казахов. Была поставлена цель «осуществлять пропаганду среди казахов». Благодаря основательной подготовительной работе газета сразу приобрела общенациональное значение. Уже в первый год издания ее тираж достиг 3 тыс., в 1914 году - 8 тыс., на исходе 1917 года - 18 тыс. экземпляров. Ее читали во всех областях Казахстана, в частности в Тургайской, Семипалатинской, Уральской, Сырдарьинской, Семиреченской, Акмолинской. Кроме того, газета поступала в Фергану, Самарканд, Закаспийскую область, Уфу, Казань, Томск, а также в Москву и Петербург. Итак, местом издания газеты был выбран Оренбург, она имела название «Қазақ» (1913-1918). К работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Прежде всего, это известный поэт и прозаик М. Дулатов (1885-1935), издавший в 1909 году сборник стихов «Оян, қазақ!» («Пробудись, казах!»). Стихотворение, давшее название этой книге, стало манифестом угнетенного народа и вызвало панику царских властей, конфисковавших весь ее тираж. М. Дулатову принадлежит роман «Бақытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»), вышедший в 1910 году и повествующий о тяжкой судьбе угнетенной казахской женщины. Были изданы также сборники его стихов «Азамат» (1913) и «Терме» (1915). Одним из видных представителей казахской интеллигенции был потомок хана Абулхаира Б. Каратаев (1860-1934). Б. Каратаев получил блестящее образование, окончив в 1890 году юридический факультет Петербургского университета. Будучи депутатом II Государственной думы от Уральской области, он своим коротким выступлением в Думе 16 мая 1907 года впервые привлек внимание российской общественности к положению казахских шаруа. Приведем текст его выступления. «Каратаев (Уральская обл.): От имени киргиз-кайсацкого народа с этой трибуны никто не говорил; между тем в нашем государстве обострившийся аграрный вопрос хотят разрешить переселением крестьян на территорию Степных областей, а именно: на территорию Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей. Особенно желали разрешить аграрный кризис переселением крестьян в Среднюю Азию наши братья, сидящие на правых скамьях. Их взгляд проводится здесь в парламенте главноуправляющим земледелием и землеустройством князем Васильчиковым, равно как и председателем совета министров Столыпиным. Но в настоящее время никто из депутатов Государственной думы не спрашивал, да и не справляется о том, имеются ли в данный момент излишние земли среди азиатских областей для переселения крестьян, все ли части Северных областей исследованы в естественно-историческом, хозяйственно-статистическом, почвенном и климатическом отношениях, чтобы сломя голову решиться на переселение туда крестьян. Никто не задавался вопросом о том, не сопряжено ли это переселение с крайним стеснением как самих крестьян, так и киргизов, не сопряжено ли это переселение с разорением и расстройством хозяйств туземных киргизов? Переселение, не согласованное с интересами местного населения, во всяком случае, не может почитаться справедливостью. Оно может почитаться всегда насилием сильного над слабым. Бесспорно, что киргизы, или так называемые киргиз-кайсаки, народ слабый и находится еще на низшей ступени развития; поэтому сладить с ними можно и, по-видимому, насилие допустимо по отношению к ним. Мы, киргиз-кайсаки, глубоко понимаем, что аграрный вопрос, остро возникший в России, требует неотложного своего разрешения. Мы глубоко понимаем и чувствуем земельный голод братьев наших крестьян, мы готовы с охотой потесниться, если у нас есть излишки, мы вовсе не намерены подражать нашим товарищам, сидящим на правых скамьях, которые вовсе не намерены утолить земельный голод крестьян путем расширения их землевладения и землепользования. А вот в том и дело, что территория Степных областей до сих пор не так исследована, не так изучена в естественно-историческом и хозяйственно-статистическом отношениях. Сегодня товарищ наш, депутат Тетепевенков говорил, что там, в Азии, имеются громадные земли и туда можно переселить крестьян, и этим путем можно утолить земельный голод. Между тем известный ученый Щербина исследовал только северные уезды Степных областей, именно плодородные уезды Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской, но Щербине не удалось исследовать южные их уезды. Если бы была исследована совокупность всех условий, климатических и почвенных, то без сомнения пришлось бы заключить, что излишних земель очень мало, потому что в южных уездах Степных областей почва - солончаковая, песчаная, безводная пустыня - безводные солонцы. Вот на такое пространство едва ли допустимо переселение. В настоящее время ввиду остроты аграрного вопроса в России ведомство земледелия и землеустройства уже не только занимается переселением туда крестьян, не только зазывает их в Степные области, но оно в то же время занимается групповым выселением киргизов с их насиженных гнезд, из их домов, которые в большинстве случаев составили поселки, деревни, так что переселение в настоящее время сопряжено с выселением киргиз-кайсацкого народа, осевшего в плодородных уездах, то есть приобретшего оседлость, занимающегося хлебопашеством, с выселением народа из их домов и деревень - оседлых пунктов. Это я могу доказать официальными данными. До сих пор у всех сложилось убеждение, будто бы киргизы все кочуют. Нет, господа, есть киргизы кочующие и киргизы оседлые. Вот в северных плодородных уездах Степной области уже несколько десятков лет, как киргизы осели и занимаются хлебопашеством. Одни из них имеют дома из дерева, другие - из воздушного кирпича, третьи - из жженого кирпича, четвертые - сосновые дома; одним словом, имеют жилые и хозяйственные дома по своему благосостоянию. У этих осевших киргизов хлебопашество составляет главный источник благосостояния, а если они занимаются скотоводством, то оно есть вспомогательный источник благосостояния. А скотоводство для поддержания своего требует наименьшего труда, чем земледелие. Вот эти киргизы, приобретшие оседлость, несколько десятков лет тому назад осели на лучших местах: на берегах пресноводных озер, на берегах пресноводных рек. Ведомство земледелия или чины управления земледелия и землеустройства, переселяя крестьян в Степные области, занимаются собственно выселением этих киргизов из их лучших насиженных гнезд. Председатель: Господин оратор, 10 минут прошло. Каратаев (Уральская обл.): Господа, до сих пор о переселении в Степные области у нас никто не говорил. Быть может, Государственная дума будет снисходительна и выслушает меня. Председатель: Кончайте тогда. Каратаев (Уральская обл.): Господа, я не имею возможности докончить свой доклад о характере переселения крестьян в Степные области, но я говорю - пусть помнит Государственная дума, что киргиз-кайсаки, которых обижают путем переселения на их земли крестьян ради защиты помещичьих интересов внутри России, интересов этих 130 тыс. помещиков, пусть она имеет в виду, что киргиз-кайсаки всегда сочувствуют всем оппозиционным фракциям, которые желают принудительного отчуждения частновладельческих земель для удовлетворения крестьянского земельного голода. Но имейте в виду то, что в настоящее время выселяют киргизов не с земель, а из жилых их домов для того, чтобы освободить их места для крестьян, для того, чтобы спасти этих помещиков. Надеюсь, что русские трудящиеся массы и русская интеллигенция сумеют отозваться там, где этих несчастных киргиз-кайсаков обижают путем отобрания не только их земель, но путем отчуждения их домов, жилых и хозяйственных, построек. Чтобы доказать это, я имею массу цифровых данных, но, к сожалению, не могу окончить. Председатель: Передайте в комиссию эти данные. За подписью 36 членов поступило предложение прекратить прения» [28, с. 43-45]. Выразителями различных идейно-политических мнений и течений среди национальной интеллигенции были уже названная газета «Қазақ» и журнал «Айқап» (1911-1915). Издателем и редактором «Айқап» был Мухамеджан Чувакович Сералин (1856-1919). Он был одним из первых казахов, окончивших юридический факультет Казанского университета. Его профессиональная карьера началась в Земском отделе Министерства внутренних дел. Но бумажная работа мало привлекала Мухамеджана и спустя три года он сумел добиться перевода в Златоустовский уезд, где работал следователем Уфимского окружного суда. Опыт, приобретенный в этой должности, впоследствии очень пригодился уже в Троицке, куда он был переведен в 1908 году членом окружного суда [87, с. 139]. Человек прямой и честный, он обладал даром притягивать к себе тех, кого, как и его, не устраивали изменения, происходившие в обществе. Название журнала «Айқап» (возглас сожаления «Как жаль, увы-увы!») было символичным и отражало главную идею - поиск единственно верного пути развития общества. Вскоре вокруг журнала сложился достаточно надежный круг единомышленников, разделяющих позицию главного редактора. В этом издании сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин и другие представители казахской интеллигенции. После революции 1905-1907 годов процесс переселения в Казахстан значительно активизировался, что привело к резкому обострению аграрного вопроса, усилению колониализма, и уже начало второго десятилетия XX века вновь ознаменовалось выступлениями трудящихся против национального и социального гнета. В мае 1911 года прошла забастовка рабочих акционерного общества «Атбасарские медные рудники». 1912 год стал периодом нового подъема демократического движения, состоялась стачка угольщиков Байконура, забастовки и митинги прошли в Семипалатинске, в Тургайском уезде, в Омске, Оренбурге, Петропавловске, Усть-Каменогорске, на промыслах Доссора и Эмбы. |