закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
История Казахстана
Раздел 8       КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

8.6. Создание и деятельность казахских комитетов.

После Февральской буржуазно-демократической революций, как уже отмечалось, появились органы власти Временного правительства, которые исполняли на местах решения, принятые центральной властью в Петербурге. Возникли органы власти по классовому, социальному признаку - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. И, вполне естественно, были образованы органы власти, имеющие четкую национальную ориентацию, направленные на создание казахского национально-государственного образования в форме автономии; решение аграрного вопроса, вопросов образования, суда, религии и т. п. Это были казахские комитеты которые появились во многих областях сразу после ликвидации царского административного аппарата на местах. Прошедшие весной 1917 года областные съезды казахов узаконили факт существования казахских комитетов. Например, в протоколе заседания Уральского областного съезда (19-22 апреля 1917 г.) говорилось: «Председатель временного областного киргизского комитета Алибеков доложил собранию о деятельности комитета по день съезда и заявил о сложении полномочий всего состава комитета, предложив избрать съезду новый областной комитет из лиц, облеченных доверием киргизской части области, представленной на съезде» [4, с. 77]. Аналогичным образом происходило образование казахских комитетов в других областях Казахстана. В марте-апреле они были созданы в Верном, Акмолинске, Семипалатинске, Аулие-Ате и т. д. Структурно казахские комитеты подразделялись на аульные, волостные, уездные, областные.

Взаимоотношения органов Временного правительства с казахскими комитетами носили двоякий характер. Комитеты поощряли лишь те мероприятия, которые, по их мнению были действительно необходимы и совпадали с интересами местного населения. Это вопросы поддержания спокойствия и порядка, организации аульной и волостной милиции и др. Вместе с тем острые разногласия между казахскими комитетами и органами Временного правительства вызывали сохранение органов переселенческого управления и игнорирование требований казахов в области аграрных отношений. Казахские комитеты ставили вопросы о прекращении деятельности переселенческих управлений, запрете изъятия земли, расширении прав землепользования казахами. Казахские комитеты сотрудничали с другими комитетами и общественными движениями, например с Советами. Так, Семипалатинский областной казахский комитет имел коалиционное соглашение с Советом рабочих и солдатских депутатов, Советом крестьянских и казачьих депутатов и исполнительным областным комитетом. Но случаи сотрудничества казахских комитетов и Советов были редки, чтобы говорить о них как о тенденции.

Таким образом, создание казахских комитетов после Февральской буржуазно-демократической революции стало первой реальной попыткой решения вопроса национально-государственного устройства в Казахстане в противовес унитаристским идеям Временного правительства.

Аналогичная ситуация сложилась и в Туркестанском крае. Здесь после свержения самодержавия тоже установилось троевластие: советы, исполнительные комитеты Временного правительства и мусульманские организации. И если две первые власти в видоизмененной форме проводили прежнюю политику, мало затрагивающую интересы местного населения, то последние, возглавляемые национальной интеллигенцией, отражали волнующие коренных жителей проблемы.

Об авторитете казахских комитетов и мусульманских организаций могут свидетельствовать следующие факты. Так, во время выборов в Учредительное собрание за кандидатов от казахских комитетов и партии Алаш проголосовало по Семиреченскому округу - 57,5% населения, по Степному - 85,5%, по Тургайскому - 75%, по Уральскому - 75% [4, с. 4]. А, например, во время выборов в городскую думу Ташкента летом 1917 года из 112 мест в ней 73 получили депутаты от мусульманских организаций [12, с. 118].




Источник:
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Учебник для вузов, 2011 г.

Последнее обновление: 11.05.2016 г. в 09:23
Просмотров страницы: 522730





Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 6 • Время генерации страницы: 0.008 сек.
Яндекс.Метрика