
Раздел 8 КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
8.7. Первый Всеказахский съезд, образование партии «Алаш». Партия «Үш-Жүз». «Шуро-и-Исламия».
Весной и летом 1917 года в Казахстане стали возникать рабочие, революционно-демократические молодежные организации, политические партии. В частности, в то время образовались Союз мусульманских рабочих в Верном, Рабочий союз в Джаркенте, Союз мусульманских трудящихся в Туркестанском крае. Было создано около двадцати организаций и кружков, объединявших интеллигенцию, учащуюся молодежь, учителей. Среди них были: «Жас қазақ» в Акмолинске во главе с С. Сейфуллиным; «Революционный союз казахской молодежи» в Мерке Аулие-атинского уезда, руководимый Т. Рыскуловым; «Жас жүрек» на Спасском заводе; «Совет демократической учащейся молодежи» в Омске; «Талап» в Петропавловске; «Жанар» в Семипалатинске. 21-28 июля 1917 года в Оренбурге состоялся первый Всеказахский съезд, на который прибыли делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской, Ферганской областей и Букеевского ханства. Председателем съезда был X. Досмухамедов. Съезд рассмотрел 14 вопросов: о форме государственного управления; автономии в казахских областях; земельный вопрос; о народной милиции; о земстве; о просвещении; о суде; о религии; женский вопрос; о подготовке в учредительное собрание депутатов из казахских областей; о Всероссийском мусульманском съезде «Шуро-и-Исламия»; о казахской политической партии; о положении в Семиреченской области; о посылке казахов на съезд федералистов всей России, а также в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию «Алаш». Программа «Алаш» была составлена А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бирмекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете «Қазақ» 21 ноября 1917 года. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической федеративной республикой. Субъекты федерации «автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах». Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание, Государственную думу, Президента, Совет министров. Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными, а Автономия казахов строится на принципах равенства с другими народами федерации. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом. Суд каждого народа должен соблюдать его обычаи. Партия «Алаш» ставила задачи: создания войск для защиты народа; социального партнерства; поддержки неимущих слоев населения; развития народного образования; решения аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии стала газета «Қазақ», выходившая в Оренбурге до января 1918 года, затем ее сменила газета «Сары Арка», также издавался журнал «Абай». Лидером партии стал А. Букейханов. В партию входили представители научной и творческой интеллигенции - А. Байтурсынов, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, X. Габбасов. Ж. и X. Досмухамедовы и др. 14 марта 1917 года на юге Казахстана была создана организация «Шуро-и-Исламия» («Совет сторонников ислама»), среди лидеров которой были М. Абдурашидханов, М. Шокай и др. Идеология «Шуро-и-Исламия» базировалась на идее консолидации тюрко-мусульманских народов и достижения ими, национального самоопределения. Она отражала интересы коренного населения. По ее инициативе 16 апреля в Ташкенте открылся Всетуркестанский курултай мусульман, на котором присутствовали представители казахов, узбеков, туркмен и других народов Туркестана, всего более 150 делегатов. Председателем съезда был избран М. Абдурашидханов, среди сопредседателей был С. Лапин, а среди секретарей - М. Шокай. В качестве главного вопроса на съезде рассматривался вопрос об отношении к Временному правительству и об управлении Туркестаном в сложившихся после свержения самодержавия условиях. Съезд поддержал Временное правительство и выдвинул идею о том, чтобы Россия стала федеративной, демократической, парламентской республикой во главе с президентом и Учредительным собранием и предоставила автономию областям, в том числе и Туркестану. Была также поставлена задача создания всеобщей Туркестанской мусульманской организации - Туркестанского мусульманского совета (Краймуссовета). 12 июня 1917 года такая организация была сформирована, а председателем Краймуссовета стал М. Шокай. Эта организация стремилась к тесному, союзу с политическими силами национально-демократического характера, в частности, ее члены сотрудничали с партией «Алаш». Вместе с тем «Шуро-и-Исламия» 2 ноября 1917 года приняла решение о непризнании советской власти. Вследствие усилий «Шуро-и-Исламия» на IV Чрезвычайном краевом мусульманском съезде в ноябре 1917 года была создана Кокандская автономия. Таким образом, данная организация выступала за национально-религиозную автономию тюрко-мусульманских народов. Она имела свой одноимённый печатный орган, который в июле заменила газета «Кенгаш» («Совет»). На ее страницах пропагандировалась идея тюркской федерации. После того как в начале 1918 года пала Кокандская автономия, организация «Шуро-и-Исламия» распалась. Фактически после Февральской революции в Казахстане возникли следующие политические силы, отражавшие интересы коренного населения: «Алаш» - партия национальной демократической интеллигенции, «Үш-Жүз» - партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и «Шуро-и-Исламия» - организация, проповедующая идеи исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шуро-и-Исламия» первоначально объединяла эти два направления, но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама» «Шуро-и-Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С. Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата» [12, с. 116]. Теперь о партии «Үш-Жүз». Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш-Жүз» связана, прежде всего, с именем Кольбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 годов. Кольбай Тогусов (настоящая фамилия Туленгутов) закончил Зайсанскую сельскохозяйственную школу. Затем трудился рассыльным, переводчиком, письмоводителем мирового судьи. Первое упоминение о политической акции К. Тогусова появилось в связи с нашумевшими в Казахстане многолюдными митингом и демонстрацией в Каркаралинске, организованными силами революционной и демократической оппозиции по поводу обнародования царского Манифеста от 17 октября 1905 года. За участие в демонстрации он был задержан и допрошен полицией. Пришлось вернуться в родной Зайсанский уезд, и уже там от имени жителей 16 волостей К. Тогусов пишет ходатайство к правительству и царской администрации, настаивая на претворении в жизнь объявленных в Манифесте свобод. В 1905-1906 годах свое мнение о том, что Манифест ничего не дал народу, Кольбай Тогусов излагает в газете «Семипалатинский листок». Поражение революции и последовавшие затем репрессии привели к закрытию даже таких либеральных изданий, как «Семипалатинский листок». Потеряв возможность выступать в печати, К. Тогусов переключается на адвокатскую практику, включив в круг своих подзащитных жертв карательного механизма. Очень помогло ему знание русского языка и личное знакомство со многими служителями российской Фемиды. Среди тех, кто пользовался его услугами, было немало представителей оппозиционных течений, и последнее обстоятельство усилило внимание полиции к Кольбаю Тогусову. В августе 1909 года, а затем в декабре 1910 года он подвергается аресту за связь с представителями революционно-демократических партий. Второй арест повлек за собой почти двухгодичное содержание в тюрьме. На свободу Кольбай вышел в августе 1912 года. Местом проживания на три года ему определили один из уездных центров Семиречья - город Капал. Кроме того, он был лишен права заниматься литературно-издательской деятельностью. Однако последнее К. Тогусову удалось обойти, передав свои рукописи издателям Башкирии и Оренбурга. В Уфе выходит его пьеса «Жертва невежества», где острой критике подвергаются обычаи пренебрежительного отношения, к женщине, применение знахарства при лечении людей. Из Капала К. Тогусов устанавливает прочную связь с городом Троицком Оренбургской губернии, где благодаря Мухамеджану Сералину с января 1911 года начал издаваться двухнедельный общественно-политический журнал «Айқап». На страницах этого журнала К. Тогусов выступает по проблемам аграрных отношений, вопросам культуры, взаимоотношений казахского и русского крестьянства, положения казачества. В середине 1916 года, когда завершился срок его административной ссылки, К, Тогусов перебирается в Ташкент. Там вместе с группой единомышленников он налаживает издание газеты «Алаш». Ее формальным редактором была жена Кольбая - Марьям. «Алаш» стала выходить с декабря 1916 года. По содержанию она во многом продолжала традиции журнала «Айқап», издание которого прекратилось в 1915 году. После Февральской революции, свергнувшей самодержавие, Кольбай Тогусов вместе с членами редколлегии газеты «Алаш» публикует серию статей, бичующих преступную политику самодержавия, колониальные порядки царизма. Ранней весной 1917 года он сближается с лидерами «Шуро-и-Исламия», вступает в ее ряды и по заданию Сырдарьинского областного комитета выезжает в Чимкент, Туркестан, Казалинск, выступает на митингах сторонников новой организации с горячими призывами к объединению и защите жизненных интересов коренного населения Туркестана. Политическая активность Кольбая была не только замечена, но и нашла признание, выразившееся в том, что он был избран делегатом двух Всероссийских съездов: мусульманского (проходил в Москве с 1 по 11 мая) и крестьянского (работал в Петрограде с 4 по 28 мая), на которых он вошел в состав их исполкомов. С мандатом члена исполкома этих двух важнейших организаций страны К. Тогусов вернулся в родные края. В Зайсане он создает организацию «Қазақ ұраны» («Трудовой казахский союз»). Этот союз ставит задачи развития здравоохранения, хлебопашества, внедрения агрономии и зоотехники в хозяйства кочевников и т.д. Съезд «Қазақ ұраны» избирает К. Тогусова депутатом Западно-Сибирского и Омского областных Советов. С этого времени местом политической деятельности Кольбая становятся районы Западной Сибири и Северо-Восточного Казахстана. В противовес «Алаш» Кольбай решает создать политическую партию социалистической ориентации. В ноябре 1917 года благодаря усилиям К. Тогусова и его единомышленников возникает Казахская социалистическая партия «Үш-Жүз». Первая информация об этой партии появилась в газете «Революционная мысль» (Омск) 17 ноября 1917 года. В ней сообщалось: «Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии «Алаш», организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию «Үш-Жүз», цель партии - объединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики. Партия выставляет свой особый список в Учредительное собрание». В выступлениях К. Тогусова периода ноября-декабря 1917 года превалировали суждения об «Үш-Жүз» и «Алаш» как о братских партиях. Эта же идея отражена в первых публикациях газеты «Үш-Жүз» - центрального органа партии, где казахские социалисты названы «младшими братьями» либералов. Но наличие собственных кандидатов в депутаты Учредительного собрания, подталкивание противоборствующих партий к отходу от общенациональных к классовым задачам основательно скорректировали политическую линию «Үш-Жүз». Лидер партии К. Тогусов заявляет, что «Үш-Жүз» становится партией советского типа и разделяет основные положения программы партии левых социал-революционеров. В этих условиях К. Тогусов стал проводить линию на противостояние партии «Алаш» и ее устранение с политической арены Казахстана. Такая позиция была осуждена многими активистами партии «Үш-Жүз» и даже некоторыми ее руководителями. Против него выступили председатель ЦК «Үш-Жүз» Мукан Айтпенов и ряд других лидеров. Кольбай Тогусов срочно собирает заседание Центрального комитета «Үш-Жүз» и отстаивает единственное выгодное ему решение. М. Айтпенов был снят с поста председателя партии. ЦК «Үш-Жүз» возглавил сам К. Тогусов, а редактором центрального органа партии стал Шаймерден Альджанов. Начало 1918 года в жизни К. Тогусова ознаменовалось выдвижением его на целый ряд административных постов: комиссара управления земледелия и государственных имуществ Западной Сибири, члена Омского областного комиссариата юстиции, заместителя руководителя следственной комиссии. Тогда же его ввели в состав Петропавловского Совета. В ходе борьбы с верхами «Алаш» К. Тогусов смог добиться лишь частичного успеха. Комитеты партии «Үш-Жүз» устранили своих соперников в Омске, Петропавловске, Акмолинске, но позиции «Алаш» в Семипалатинске оказались прочнее, чем они предполагали. В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелян как советский деятель [28, с. 59]. Лишившись лидера, партия «Үш-Жүз» прекратила свое существование. |