закрыть

Уважаемый посетитель!

На нашем сайте используются файлы cookie, чтобы сделать контент более интересными и подходящими для Вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях и так далее. Подробнее об использовании файлов cookie на нашем сайте Вы можете прочитать по ссылке в нижней части любой страницы сайта по ссылке Конфиденциальность. Если Вы не согласны с использованием файлов cookie Вы можете покинуть наш сайт не переходя на другие его страницы.

Данное сообщение появляется 1 раз при первом посещении сайта.


С уважением, администратор сайта.

 Цветовая схема
ИНФОРМАЦИОННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА АТЫРАУ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ, АТЫРАУ ҚАЛАСЫ, АҚПАРАТТЫҚ-ТАНЫМДЫҚ САЙТЫ
INFORMATIONAL / COGNITIVESITE SITE OF CITY OF ATYRAU, KAZAKHSTAN
Авторизация Пароль: Забыли пароль?Регистрация
4x3 16x9
  • Администрация
  • Деловой Атырау
  • Фотоальбом "Атырау"
  • Контакт
  • Справочная
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт

 Дмитрий Иванович Менделеев У истоков создания трубопроводного транспорта был Дмитрий Иванович Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев при посещении Баку рекомендовал построить трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы существенно сократить затраты на перевозку, но тогда его предложение не было принято.

В 1877 году в Баку открылось отделение Строительной конторы инженера А.В. Бари, а главным инженером конторы становится Владимир Григорьевич Шухов, перспективный молодой инженер. Со своими многочисленными идеями по применению новых технических средств и технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов знакомят главу компании "Братья Нобель" Людвига Нобеля. Вскоре контора А.В. Бари получает подряд на строительство трубопровода длиной около 10 км и диаметром труб 76 мм от Балаханских промыслов к заводу Л. Нобеля в Черном городе пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки. В 1878 году трубопровод вошел в историю как родоначальником гигантской сети магистральных трубопроводов, эксплуатирующийся и в настоящее время.

29 апреля 1911 г. в Доссоре при бурении Компанией "Нобель" скважины № 3 был получен нефтяной фонтан. Вскоре было открыто второе месторождение - Макат.

 Вьючный караван нефтеразведывательной партии. Не имея транспортных сообщений, добытую нефть возили в специальных бурдючных мешках на вьючных верблюдах в порт Ракуша на Каспийском море. Оттуда нефть на танкерах по морю вывозилась в Астрахань для дальнейшей реализации на рынке. Позже нефть также стала подаваться по двум построенным нефтепроводам и перерабатываться на двух небольших нефтеперегонных заводах. Местное население называло эти заводы "керосиновыми", поскольку самой нужной для населения продукцией этих заводов был керосин, используемый для освещения. На морские баржи продукция заводов перекачивалась по 16-километровому нефтепроводу, проложенному по дну моря. В 1912 г. (в других источниках в 1915 г. - прим. автора сайта), был построен первый нефтепровод Доссор-Ракуша протяженностью 65 км, по которому прокачивалась нефть. Там же были размещены резервуары для сбора и хранения нефти.

20 июня 1918 г. Совет Народных Комиссаров издает декрет "О национализации нефтяной промышленности" по которому государственной собственностью были объявлены предприятия нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, нефтеторговые, подсобные по бурению и транспортные (цистерны, нефтепроводы, нефтяные склады, доки, пристанские сооружения и проч.) со всем их движимым и недвижимым имуществом, где бы оно ни находилось и в чем бы оно ни заключалось.

После революции 1917 г. началась Гражданская война. 23 марта 1918 г. г. Гурьев захватила белоказачья армия генерала Толстова. Нефтепромышленники, чувствуя, что богатства ускользают из их рук, в бессильной ярости портили, уничтожали оборудование. Оборудование было разграблено, скважины обводнены и заброшены. Заводы не работали, хранилища были переполнены нефтью. Нефтепровод был разрушен и пришел в негодность. Из 600 рабочих верблюдов, быков и лошадей осталось только 50.

 Перевозка керосина в бочках, 1890 г. В.И. Ленин прекрасно понимая, что нефть это стратегическое сырьё 24 апреля 1919 г. отправляет Астраханскому реввоенсовету телеграмму, в которой говорится - "нельзя ли завоевать устье Урала и Гурьева для взятия оттуда нефти, нужда в нефти отчаянная" - конец цитаты. В конце 1919 года войска под командованием Михаила Фрунзе захватили Эмбенские нефтепромыслы с более чем 224 тыс. т нефти, а 5 января 1920 г. Гурьев освобожден от белогвардейцев кавалерийской бригадой 25-й Чапаевской дивизии под командованием И. Бубенца. 8 января кавалерийской группой был освобожден Доссор, а 10 января - устье Эмбы и прилегающий к ней нефтеносный район.

Для вывоза нефти любой ценой 13 января 1920 г. издается Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР "Об организации гужевого транспорта нефти из Эмбенского района Уральской области", однако такой способ был не эффективен.

 Алгемба - железнаяя дорога и нефтепровод Через два месяца, 17 марта 1920 года Совет Рабоче-Крестьянской Обороны принял Декрет "О сооружении нефтепровода от Эмбинского нефтеносного района до города Саратова", который подписал В.И. Ленин. Планировалось проложить 6-дюймовый нефтепровод от Эмбинских нефтяных промыслов к проектируемой железной дороге Александров-Гай - Эмба ("Алгемба") и далее выйти к Волге вблизи Саратова. Строительство нефтепровода и железной дороги было признано работой чрезвычайного государственного значения, на него выделили 300 млн. рублей. Общее руководство осуществляли главный инженер А.В. Будасси и комиссар Н.В. Захаров. Строительство нефтепровода и железной дороги получило сокращенное название "Алгемба".

17 января 1920 года на строительство была привлечена 4-я Армия Фрунзе. В степи не нашлось ни топлива, ни транспорта, ни пищи, негде было даже разместить солдат. Вскоре среди солдат начались эпидемии. Большие проблемы возникли из-за нехватки труб. Для быстрейшего сооружения "Алгембы" В.И. Ленин предложил разобрать и перебросить на Эмбу около 90 км бездействующего нефтепровода Майкоп - Туапсе. Но это не спасло стройку, труб не хватало, а в 1921 году выпуск их вообще прекратился. Ставится вопрос о свертывании работ из-за постоянных трудностей, связанных с обеспечением материалами, оборудованием и продовольствием.

К концу 1920 года на стройке от тифа ежедневно умирало по несколько сотен человек. Рабочие отказывались выходить на работу. В 1921 году среди рабочих случилась эпидемия холеры. Врачи, добровольно прибывшие на Алгембу, не могли бороться с ужасающей смертностью.

В апреле 1921 года дважды собирался Совет Труда и Обороны, который принял постановление об остановке стройки "Алгембы". К тому времени ситуация с топливом в стране улучшилась, так как стала поступать нефть из Баку и уголь из Донбасса и 6 октября 1921 года строительство было прекращено.

Одновременно началось восстановление разрушенных буровых. Рабочие и служащие нефтяных предприятий трудились с полной отдачей не только в рабочие дни, но организовывали и субботники, подхватив почин московских железнодорожников. Советом Труда и Обороны в начале 1921 года было принято специальное постановление, согласно которому было дано разрешение нефтяникам использовать "до 75 тысяч пудов керосина и до миллиона пудов нефти для обмена на продовольственные товары". И столько же было разрешено обменять на транспортные средства - верблюдов, лошадей, быков.

 Вид нефтепромыслов Урало-Эмбинского района треста ''Эмбанефть'', Гурьевская обл., 1927 г. Коллективные усилия дали первые успехи. 1 октября 1920 на промысле Доссор вновь началась добыча. Было восстановлено и введено в эксплуатацию 17 скважин, за три месяца здесь было добыто около 29 тысяч тонн нефти, или на 14 процентов больше, чем за весь 1919 год. В течение пяти последующих лет Доссор и Макат были не только восстановлены, но и оснащены более производительной техникой. 12 октября 1920 года дал первую продукцию нефтеперегонный завод. Началась перекачка нефти по двум нефтепроводам на Ракушу, а от нее - к морскому рейду.

На заседании Высшего Совета Народного Хозяйства в 1924 г. в докладе "Урало-Эмбинский район и перспективы его развития", отмечалось, что " … два промысла - Доссор и Макат - являются преддверием всей нефтяной промышленности района".

 Буровая вышка № 99/9 на Доссорских нефтяных промыслах, Гурьевская обл., 1927 г. Применение вращательного бурения в 1929 г. увеличило глубину скважин до полукилометра, а в последующем до 2,5 и более км. Были открыты новые скважины и объемы добычи нефти стали неуклонно расти, что потребовало её быстрый вывоз. В 1931 году максимальная добыча нефти составила 417 536 тонн.

29 января 1934 г. Совет Народных Комиссаров КазАССР принял специальное постановление № 86 "О мероприятиях по развитию Эмба-Нефти" в котором особое внимание обращалось на необходимость строительства узкоколейной железной дороги Макат - Косшагыл и ветку на Искене.

В июне 1932 года начато строительство нефтепровода Гурьев - Эмба - Орск, протяженностью 720 км, диаметром 300 мм, на пути которого лежали 13 рек и речушек. На нефтепроводе предполагалось построить семь перекачивающих станций.

Руководил этой трудной стройкой молодой инженер Н.К.Байбаков - будущий Председатель Госплана СССР, заместитель Председателя Совета Министров СССР. Нефтепровод сооружался в сложных природных и климатических условиях, вручную рыли траншеи, очищали и изолировали трубы. Этот нефтепровод, в то время самый мощный в Европе, был полностью построен из отечественных труб, оснащен отечественным оборудованием, на многих участках имел усиленную защиту от коррозии. Также в эти годы идет активное строительство нефтепроводов Гурьев - Косчагыл, Гурьев - Доссор.

 Доставка воды автоцистернами для рабочих нефтепромыслов, Гурьевская обл., 1938 г. Снабжение промыслов и буровых пресной водой в достаточном объёме стало насущной проблемой и в мае 1934 г. было закончено строительство первой очереди водопровода Гурьев - Доссор - Косчагыл.

5 октября 1935 г. вступил в строй нефтепровод Гурьев-Орск, предназначенный для доставки нефти на Орский нефтеперерабатывающий завод. Первая очередь перекачки по нефтепроводу Каспий - Орск составляла 1,5 млн. тонн "черного золота" в год. Предполагалось перекачать в Орск 1,2 млн. тонн нефти из Баку, а остальные 300 тонн из Эмбинского промысла. Для приема нефти из Баку в Гурьеве было решено построить специальный нефтяной порт с причалом.

 Здание товаро-транспортной конторы в г. Гурьеве в 1935 г. В 1935 году в Гурьеве создана товаро-транспортная контора переименованная позднее в ГурТТУ (Гурьевское товаротранспортное Управление), задачей которой была транспортировка нефти по нефтепроводу Гурьев - Орск (Каспий - Орск). Позже контора была переименована в Гурьевское управление магистральными нефтепродуктопроводами (УМНПП).

В 1936 г. были построены трубопроводы Кульсары - Косчагыл, Искене - Байчунас и Искене - Эстакада для перекачки нефти в железнодорожные цистерны.

13 марта 1938 г. Совет Народных Комиссаров СССР издает постановление обязывающее увеличить в 3 раза объем прокачиваемой нефти по нефтепроводу Гурьев - Орск с доведением к 1940 г. годового объема до 1,5 млн. тонн.

16 сентября 1939 года Экономического Совета при СНК СССР № ЭС-131-238 на базе 5-го сектора института "Промстройпроект" была создана специализированная проектная организация - трест "Нефтепроводпроект". Практически сразу резко повысилось качество проектирования и сооружения трубопроводов.

В 1938 году было начато строительство водопровода Гурьев - Доссор - Косчагыл протяженностью 300 км, диаметром 600 мм. 30 сентября 1938 г. начальник строительства водопровода Гурьев - Косчагыл Корнин, секретарь Гурьевского обкома партии Байманов, управляющий трестом "Эмбанефть" Хананян рапортовали телеграммой Сталину о том, что "водопровод через пункты Доссор, Сагиз, Бекбике, Нармонданак в Косчагыл проложен в установленный срок. Работы по строительству остальных объектов самого большого в Советском Союзе водопровода продолжаются еще с большей энергией".

 Здание Гурьевского товаротранспортного Управления в 1941 г. В начале 1941 г. в Гурьеве, по индивидуальному проекту, было построено новое здание товаротранспортного управления магистральных нефтепродуктопроводов. В те годы оно считалось самым красивым архитектурным сооружением в городе.

Годы Великой Отечественной стали суровой школой для руководства страны и органов нефтепродуктообеспечения как Красной Армии, так и всей экономики. Уже первые дни войны показали, что развитию трубопроводного транспорта нефтепродуктов в плане обороноспособности страны не уделялось должного внимания.

В октябре 1941 г. коллектив нефтепроводной конторы решил двухдневный заработок за праздничные дни 7 - 8 ноября перечислить на постройку танковой колонны "Комсомол Казахстана". Было собрано 11 626 рублей.

В 1942 г. был введен в эксплуатацию нефтепровод Комсомольск-Макат длиной 47,6 км с пропускной способностью до 0,7 млн т нефти в год.

В 1943 г. нефтепровод Гурьев - Орск был переоборудован под перекачку светлых нефтепродуктов.

В ночь со 2 на 3 мая и с 5 на 6 мая 1944 г. в местность Саркаска Жылойского района немецкими самолетами были выброшены две группы по 7 человек парашютистов-диверсантов с заданием взорвать железную дорогу Гурьев - Кандагаш, нефтепровод Гурьев - Орск. При задержании они оказали активное вооруженное сопротивление, ими убит бригадир колхоза им. Кирова Жылойского района Атагужиев. Два члена диверсионной группы сдались добровольно, трое задержаны. Все они были доставлены в Гурьев.

В послевоенные годы развитие нефтепроводов продолжалось.

17 апреля 1950 г. Приказом Министерства нефтяной промышленности СССР трест "Нефтепроводпроект" был преобразован в Государственный институт по проектированию сооружений транспорта и хранения нефтепродуктов - "Гипротранснефть".

 Клуб нефтепроводчико (УМНПП). Фото 70-х г. В октябре 1955 г. в г. Гурьеве на Первом участке закончено строительство клуба нефтепроводчиков со зрительным залом на 300 человек.

8 мая 1958 года институт "Гипротранснефть" переименован в Государственный институт по проектированию магистральных трубопроводов - "Гипротрубопровод".

В начале 60-х годов в Средней Азии были открыты огромные месторождения газа. В 1965 году начались работы по сооружению новой газовой магистрали "Средняя Азия - Центр" протяженностью 3180 километров. Впервые в истории мировой газовой промышленности были использованы трубы диаметром 1200–1400 мм. В июне 1968 года впервые в практике эксплуатации магистральных газопроводов был испытан на проектное давление магистральный газопровод "Средняя Азия - Центр - 1" с использованием природного газа на протяжении от компрессорной станции Бейнеу до компрессорной станции Петровск в Саратовской области.

 Строительство газопровода ''Средняя Азия - Центр'' В 1968 году был введен в эксплуатацию нефтепровод Гурьев - Мартыши, а в ноябре того же года в районе Гурьева через Урал был протянут 500-метровый докер строящегося нефтепровода Узень - Гурьев - Куйбышев, который соединил в стальном рукопожатии два континента - Европу и Азию и соединивший месторождения Узеня с Гурьевским НПЗ.

4 августа 1969 года введены в действие головные сооружения нефтепровода Узень - Гурьев, протяженностью 683 км, в нефтепровод были закачаны первые тонны мангистауской нефти. "Горячий" нефтепровод на участке "Узень - Гурьев" (первая очередь) принят госкомиссией 26 августа 1969 года.

21 мая 1969 года в Гурьеве было создано Южное управление магистральными нефтепродуктопроводами. В его состав вошли Мангистауское районное управление, Гурьевское районное управление магистральными нефтепродуктопроводами, Дирекция строящих нефтепроводов Узень - Гурьев - Куйбышев и другие подразделения.

Первая очередь нефтепровода Узень - Гурьев была сдана в эксплуатацию в августе 1969 года. Затем, по мере приближения "головы" нефти, запускались промежуточные пункты подогрева, НПС "66 км", "Сай-Утес", "Бейнеу", "Опорная", "Кульсары", "601 км", "НПС-663 км" и, наконец, приняла нефть НПС "Гурьев", одна из крупнейших на нефтепроводе (ныне НПС им. Т. Касымова).

 Строительство нефтепровода, Гурьевская обл., 1970 г. 18 ноября 1970 года первые агрегаты нефтеперевалочной базы включены в работу и подана первая нефть по нефтепроводу Узень - Гурьев - Куйбышев (Самара) общей протяженностью около 1 500 километров. Это был первый в мире уникальный трансконтинентальный "горячий" нефтепровод. Высоковязкая парафинистая нефть Мангистау, застывающая при температуре +30 - +35 °С, поставила инженерную и научную задачу применять при ее транспортировке попутный огневой подогрев. Специальные печи подогрева устанавливались каждые 80 - 100 км, что позволяло транспортировать нефть даже в холодное время года без добавления разбавителей. Всего было установлено 6 станций подогрева нефти (СПИ) в пунктах Сай-Утес, Опорная, Карманово, Антоново, Сахарный и Барановка.

В апреле 1971 года нефть по нефтепроводу Узень - Гурьев - Куйбышев пришла в Самару.

5 февраля 1973 года Постановлением Совета министров КасССР создан Государственный институт по проектированию объектов газовой отрасли "Казгипрогаз" впоследствии преобразованный в ТОО "Казахский институт транспорта нефти и газа" (ТОО "КИТНГ").

22 декабря 1974 в клубе на Первом участке состоялось торжественное собрание, посвященное 40-летию Гурьевского нефтепроводного Управления.

В 1978 году Гурьевское УМНПП было переименовано в Управление Западно-Казахстанскими магистральными нефтепроводами (УЗКМН).

В 1985 - 1986 гг. был введен в эксплуатацию магистральный водовод, протяженностью 120 км и диаметром трубы 300 мм. производительностью 1,8 млн. тонн воды в год. На водоводе построены резервуарные емкости в Доссоре и Комсомольском.

К 1985 году магистральный газопровод "Средняя Азия - Центр" превратился в многониточную систему магистральных газопроводов и газопроводов-отводов с ежегодной пропускной способностью 80 млрд куб. м. газа.

В 1986 - 1987 гг. были введены в эксплуатацию магистральные нефтепроводы Прорва - Кульсары длиной 105,9 км, диаметром 520 мм с пропускной способностью 5 млн. тонн в год и Мартыши - Гурьев длиной 85,6 км, диаметром 520 мм с пропускной способностью 6 млн. тонн в год.

В 1987 году был введен в эксплуатацию нефтепровод Гурьев-Мартыши.

В 1989 году введен в эксплуатацию участок нефтепровода Тенгиз - Гурьев - Астрахань - Грозный длиной 678 километров. Объем перекачки по нефтепроводу в 1997 году составил 15 млн. тонн.

В 1991 году введен в эксплуатацию нефтепровод Доссор - Макат протяженностью 34,3 км, диаметром 219 мм с пропускной способностью 0,7 млн. тонн в год.

В 1992 г. правительства России, Казахстана и Султаната Оман подписали соглашение о строительстве трубопровода от нефтяного месторождения Тенгиз до черноморского порта Новороссийск общей протяженностью 930 миль.

21 февраля 1997 года Постановлением Правительства Республики Казахстан № 251 в целях сохранения государственного управления транспортными потоками продукции комплекса, координации функционирования магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов с аналогичными структурами государств СНГ, а также поставок топлива для государственных нужд создано Республиканское государственное предприятие "Главное диспетчерское управление нефтяной и газовой промышленности".

2 апреля 1997 г. Постановлением Правительства РК № 461 было создано Закрытое акционерное общество "Национальная компания по транспортировке нефти "КазТрансОйл", 100% акций которого принадлежало государству. Компании были переданы все существующие на тот момент магистральные нефтепроводы (более 6 400 км) и водоводы (более 2 000 км) Западного Казахстана.

 Магистральные газопроводы ''Средняя Азия - Центр'' и ''Прикаспийский газопровод'' 5 февраля 2000 года было создано ЗАО "КазТрансГаз" для приобретения, управления, обслуживания и эксплуатации инфраструктуры магистральных газопроводов в Казахстане. "КазТрансГаз" входит в состав национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз" и контролирует в республике основную сеть транспортных газопроводов протяженностью более 11 тысяч километров с годовой пропускной способностью до 190 млрд кубометров. 13 мая 2003 г. Закрытое акционерное общество (ЗАО) "КазТрансГаз" переименовано в Акционерное общество (АО) "КазТрансГаз".

В 2001 г. был введен в эксплуатацию нефтепровод КТК (Каспийский Трубопроводный Консорциум), который является одним из приоритетных направлений экспортных поставок казахстанской нефти. Нефтепровод КТК общей протяженностью 1510 км соединяет нефтяное месторождение "Тенгиз" и нефтетерминал "Южная Озереевка" на Черном море (вблизи порта Новороссийск). В 2014 году объем транспортировки нефти по системе КТК составил 40 млн. тонн, в том числе казахстанской нефти - 35,2 млн. тонн.

В 2002 году было создано АО "Казахский институт нефти и газа" (КИНГ) в состав которого вошли НИПИ "Каспиймунайгаз" (Атырау), и КазНИПИмунайгаз (Актау), ТОО "Caspian Engineering & Research", ТОО "Казахстанский институт транспорта нефти и газа", ТОО "Каспийский институт разведочной геофизики", СП "Петродата Казахстан", ТОО "Наукоград".

В мае 2003 года был введен в эксплуатацию магистральный трубопровод Кенкияк - Атырау мощностью 6 млн. тонн в год.

АО "КазТрансОйл" в целях обеспечения доступа грузоотправителей к нефтепроводу КТК ввел в строй на своей нефтеперекачивающей станции "Атырау" объекты для перевалки в систему КТК углеводородного сырья, поступающего по нефтепроводам Узень - Атырау, Кенкияк - Атырау, Мартыши - Атырау.

31 мая 2004 года ЗАО "Национальная компания по транспортировке нефти "КазТрансОйл" была переименована в АО "КазТрансОйл".

В декабре 2006 года компания "КазТрансОйл" завершила реконструкцию систем автоматики на 23 крупных объектах и внедрила систему SCADA на всех уровнях управления Компании.

Для поддержания и углубления взаимовыгодного сотрудничества России, Казахстана и Туркменистана в газовой отрасли в 2007 году главами государств была подписана совместная Декларация о строительстве Прикаспийского газопровода.

5 декабря 2010 года акционерами КТК единогласно принято окончательное решение об инвестициях по Проекту расширения КТК. В рамках принятого решения определены финансово-экономические и технические параметры Проекта расширения, включая вопросы промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Проект предусматривает увеличение пропускной способности нефтепровода КТК с 28,2 млн. тонн в год до 67 млн. тонн в год, в том числе на казахстанском участке до 52,5 млн. тонн в год.

1 июля 2011 г. в г. Атырау состоялась церемония начала строительных работ по Проекту расширения. Расширение планируется провести в три этапа, полностью завершив Проект в 2016 году.


 Карта магистральных трубопроводов АО ''КазТрансОйл''

Источник информации:
Последнее обновление: 15.07.2016 г. в 16:06
Просмотров страницы: 15418



• Дата, время

Сейчас в Атырау

  • 00
  • :
  • 24
  • :
  • 56
Суббота
23 сентября 2023 г.
• Погода в Атырау
• Курс основных валют
• Мусульманский календарь
Мир велик, но Internet уменьшил его
до размера экрана монитора
Сайт открыт с 15.06.2001 г.
Версия 2.0 с 01.01.2003 г.
Версия 3.0 с 01.08.2007 г.
Версия 4.0 с 19.11.2011 г.




Доступ к сайту организован по Internet-каналу АО "Казахтелеком"
Все права защищены • © Atyrau-Info Plus • All rights reserved • 2001-2023
Всего запросов: 8 • Время генерации страницы: 0.015 сек.
Яндекс.Метрика